ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ

ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ – вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и другие знаки в рукописях и печатных книгах Священного Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание. Истоки лекционарного аппарата лежат в античной книжной культуре. Особое значение для его развития имела александрийская филологическая традиция собирания, изучения и издания корпусов текстов древних поэтов и философов. Эволюция лекционарного аппарата происходила параллельно с переходом от свитка к кодексу как основному типу книги. Если при чтении свитка используется так называемое панорамное чтение, когда глаз беспрепятственно переходит от одного столбца текста к другому, то при использовании кодекса возможно только «фрагментированное» чтение в пределах видимого на одной странице, поэтому читателю кодекса требуются дополнительные ориентиры. Деление текста в свитках исчерпывалось использованием пробелов и отступов. Позже в греческой традиции появился знак параграфа – сплошная или прерывистая горизонтальная черта (по отношению к библейским текстам впервые встречается в некоторых кумранских свитках). Для облегчения работы переписчика со свитком и для удобства заказчика копии текст произведения разбивался на небольшие отрезки (стихи). Изначально один стих равнялся строке гекзаметра (16 слогов). Такое деление использовалось и в прозаических текстах. Стихометрия позволяла сверять объём копии и оригинала, производить расчёты с писцом за выполненную работу, а также идентифицировать произведение, если существовали другие тексты с похожими названиями или того же автора. Нумерации стихов в самом тексте не было, указывалось только их общее количество. При переходе на формат кодекса, когда копирование текста стало осуществляться по тетрадям, вместо пересчёта стихов стали ориентироваться на законченные в смысловом отношении единицы текста неравной длины. В свитках название сочинения и имя автора обычно указывали в самом конце книги. Поскольку максимальный объём свитка ограничен, а кодексы могут иметь гигантские размеры и включать разные сочинения нескольких авторов, для работы с кодексами были введены дополнительные элементы, в частности, рубрики, указывающие начало книги или тома, слова, главы (лат. capitula) или её подразделов. В начале произведения или перед каждой его книгой стали помещать оглавления или перечни глав с указанием краткого содержания текста (breves causae). Главы нумеровались на полях (греческими буквами, имеющими числовое значение, в латинской традиции – римскими цифрами). Начало нового раздела стали отмечать заглавной буквой. Для удобства читателей текст мог дополняться системой прологов и кратких содержаний (лат. argumentum), в которых приводились основные сведения об авторе и обстоятельствах написания книги и излагались главные темы или мысли всего сочинения или отдельных его частей. В отношении текстов Священного Писания (в частности, Нового Завета) элементы лекционарного аппарата первым стал вводить, как полагают исследователи, Маркион, составивший корпус Павловых Посланий и отредактировавший текст Евангелия. Однако наибольшее значение для последующей традиции имела деятельность Оригена и основанного им первого христианского скриптория-библиотеки. Наследником этой традиции в IV в. стал скрипторий-библиотека Памфила (ум. в 309/310 г.) в Кесарии Палестинской, получивший поддержку из средств императорской казны на изготовление копий или подготовку полных сводов библейских книг (corpora).

 



 
PR-CY.ru