ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ - Страница 3

В греческом Новом Завете система Стефана Лангтона была перенесена издателем Робертом Стефанусом (Этьенном). С его именем связано также введение нумерации не только для глав, но и для стихов (нумеровать стихи впервые стали в середине XV в. в еврейском тексте Библии, при этом обычно отмечался только каждый пятый стих). Особый элемент лекционарного аппарата – так называемые Аммониевы главы и каноны Евсевия (или аппарат Евсевия). Деление текста на параграфы связывают с именем Аммония Александрийского, составившего в III в. евангельскую гармонию (считается утерянной). Число Аммониевых глав в рукописной традиции колеблется (в среднем Мф. имеет 355 глав, Мк. – от 233 до 241 (в зависимости от окончания), Лк. – 342, Ин. – 232). На основании этой нумерации Евсевий Кесарийский составил десять таблиц, в которых отмечены параллельные и уникальные места в Евангелиях. Правила использования описаны им в сочинении «Послание к Карпиану», которое в средневековых рукописях традиционно переписывали вместе с таблицами (хотя на практике их перестали использовать очень рано, что постепенно привело к повреждению аппарата, который сохранил исключительно декоративное значение). Система прологов более разнообразна в латинской традиции (исследователям известны так н.азываемые антимаркионитские прологи к Евангелиям, маркионитские прологи к Павловым Посланиям, каноны Присциллиана к Павловым Посланиям, Прологи Иеронима Стридонского). На Востоке большее распространение получил так называемый аппарат Евфалия. Идентификация личности Евфалия и оригинальный состав его издания остаются предметом научных дискуссий. Часть исследователей считали Евфалия египетским клириком (александрийским диаконом), который жил в IV–V вв. (Лоренсо Алессандро Дзакканьи, Иоганн Якоб Веттштейн, Фредерик Конибир). Другие отождествляли с епископом города Сулки (Сардиния), жившим в VII в. (Герман фон Зоден, Вильгельм Буссе). Однако против этой гипотезы говорит то, что аппарат Евфалия встречается в рукописях с готским переводом Вульфилы. Исследователи полагают, что  епископ города Сулки подготовил второе издание Евфалиева аппарата. Существует также гипотеза, что имя Евфалий является случайно или намеренно искажённым именем Евагрий. Сторонники этой гипотезы отождествляют создателя аппарата с Евагрием Понтийским (Андреас Эрхард) или Евагрием Антиохийским (Дж. А. Робинсон, Дж. Н. Бердсалл). Однако в самом аппарате, прежде всего, в прологах, никаких еретических идей исследователи не встречают. Хотя ни одна из рукописей не сохранила Евфалиево издание в первоначальном виде, современные исследователи сходятся в том, что Евфалием было подготовлено двухтомное собрание (позже объединённое в один том), включавшее 14 Павловых Посланий (Евр. находилось после 2 Фес.) и книги «Деяния святых апостолов» с Соборными Посланиями. Каждому тому предшествовали предисловия в форме посвятительного письма. Тексты были снабжены титулами, перечнями глав, прологами, на полях отмечались цитаты из Ветхого Завета. В некоторых рукописях исследователи встречают колофон, в котором сообщается, что Евфалий сличил рукописи книги «Деяния святых апостолов» и тексты Соборных Посланий с лучшими копиями в библиотеке Кесарии Палестинской (исследователи полагают, что не случайно перечень глав в конце книги «Деяний святых апостолов» в самой ранней рукописи, имеющей Евфалиев аппарат (VI в.), совпадает с делением Ватиканского кодекса). Исследователи не сомневаются, что отдельные элементы аппарата существовали до издания Евфалия, поскольку встречаются независимо от него.

 



 
PR-CY.ru