ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА - Страница 4

Евангелие от Марка читается в субботы и воскресенья Великого поста; в седмичные дни зачала из Марка читают в соответствующие периоды после прочтения седмичных зачал, назначаемых из Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рядовые чтения из Апостола также следуют византийской лекционарной системе: от Пасхи до Пятидесятницы воскресные, субботние и седмичные чтения назначаются из «Деяний святых апостолов»; с понедельника после Пятидесятницы начинают читать Послания, но не Соборные, а Павла (хотя по ряду в Апостоле за «Деяниями святых апостолов» следуют именно Соборные Послания): в воскресенья и субботы всего года читают только Послания апостола Павла, а в седмичные дни после прочтения всех Посланий апостола Павла читают Соборные Послания. Правила «отступок» также распространяются на Апостол. В лекционарной системе помимо рядовых входят также особые чтения. Они отражены в статьях богослужебного Евангелия и Апостола под названием «Соборник двунадесяти месяцем», а также в 48-й главе Типикона (Месяцеслов). Особые чтения назначаются: 1) в отдельные субботы и воскресенья перед некоторыми праздниками и после них (Крестовоздвижение, Рождество Христово и Богоявление); 2) в отдельные Недели, посвящённые празднованию особых дней памяти (например, память отцов шести Вселенских Соборов, совершаемая в воскресенье, ближайшее к 16 июня, Неделя праотец и др.); 3) на дни памяти святых и праздники – в Типиконе особые Евангелие и Апостол назначаются для дней памяти, предполагающих совершение службы со статусом шестеричной и выше. В случае совпадения рядового и особого чтений на литургии читают, как правило, оба зачала, но в отдельных случаях одно из этих зачал может опускаться или переноситься, быть прочитанным накануне как «под зачало», т.е. примыкать к основному чтению дня, но не выделяться паузой или интонацией. Подобные случаи регламентируются указаниями 48-й главы Типикона. «Под зачала» появляются также в те дни, когда на литургии назначаются три зачала (как правило, в таком случае при чтении второе зачало примыкает к первому), поскольку Типиконом на литургии допускаются только два чтения. Лекционарная система также регламентирует чтение Евангелия на утрени воскресных и праздничных дней. Набор («столп») воскресных утренних Евангелий состоит из 11 зачал (см. ст. богослужебного Евангелия «Евангелия утренния воскресныя»): одно зачало из Евангелия от Матфея, два – от Марка, три – от Луки и пять – от Иоанна. Ряд воскресных утренних Евангелий начинается в неделю всех святых. После прочтения всех 11 зачал «столп» повторяется – так в течение всего года (за исключением воскресений периода Пятидесятницы). Воскресное Евангелие отменяется лишь в случае, когда на воскресенье попадает двунадесятый или храмовый праздник, в этом случае на утрене читается Евангелие праздника. Утренние Евангелия предусмотрены также для праздников, в которые Типикон назначает службу со статусом полиелея и выше (см. ст. Знаки препинания месяцеслова): в эти дни указание на евангельское зачало, которое следует читать, помещено в Типиконе в указаниях для конкретного дня, а также в статье богослужебного Евангелия «Сборник двунадесяти месяцем». На утрене в отличие от литургии евангельское чтение всегда одно. Лекционарная система охватывает также чтение Священного Писания Ветхого Завета – прежде всего, чтение книг «Бытие», «Притчи» и «Книги пророка Исаии» на вечернях и шестом часе будних дней Великого поста, а также ветхозаветные чтения служб Страстной седмицы и паремии двунадесятых праздников. Современная лекционарная система этих дней также восходит к византийскому прототипу.



 
PR-CY.ru