ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА - Страница 3

Евангелие от Матфея начинают читать в понедельник после Пятидесятницы (в понедельник Святого Духа, или Духов день) и заканчивают в пятницу после Крестовоздвижения. Субботние и воскресные зачала из Евангелия от Матфея рассчитаны на 17 недель. Евангелие от Матфея читается с понедельника по пятницу каждой седмицы в течение 11 недель после Пятидесятницы; в остальные седмицы до пятницы после Крестовоздвижения включительно читается первая половина Евангелия от Марка (до Мк. 12:12, зачало 42), т.к. зачал из Евангелия от Матфея для седмичных дней 17 седмиц недостаточно. Но в случае когда Пасха была слишком ранняя, т.е. пятница после Крестовоздвижения приходится позже 17 седмиц после Пятидесятницы, для седмичных дней не хватает также назначенных зачал из Евангелия от Марка – в таком случае делается так называемая отступка, т.е. приходится возвращаться к уже прочитанным зачалам из Евангелия от Матфея и прочитывать их повторно: необходимо отсчитать требуемое количество зачал из Евангелия от Матфея из числа тех, что читались последними в седмичные (но не субботние и не воскресные) дни 11-й седмицы. Евангелие от Луки начинают читать с понедельника 18-й седмицы после Пятидесятницы (т.е. сразу после воскресенья после Крестовоздвижения), а не как в византийской лекционарной системе – с Нового лета, 23 сентября (в русской традиции Новолетие 23 сентября не празднуется, хотя понедельник 18-й седмицы после Пятидесятницы выпадает на ближайшие числа к 23 сентября). Чтение Евангелия от Луки по субботам и воскресеньям заканчивается в 32-ю неделю после Пятидесятницы; седмичные зачала из Евангелия от Луки предусмотрены на период до пятницы 29-й седмицы включительно. Начиная с понедельника 30-й седмицы в седмичные дни читается Евангелие от Марка (чтение Евангелия от Луки по субботам и воскресеньям продолжается). В те годы, когда Пасха ранняя, а Пасха следующего года будет поздняя, обычно не хватает седмичных чтений до недели Мытаря и фарисея (с которой начинается собственный ряд субботних, воскресных и седмичных чтений), поэтому приходится делать так называемую Богоявленскую отступку. Отступка делается следующим образом: предварительно выясняют, для скольких седмиц не хватит чтений от пятницы 33-й седмицы после Пятидесятницы до понедельника после недели Мытаря и фарисея (максимально возможное количество седмиц, для которых может не хватить чтений, – пять); затем в евангельском «столпе» отсчитывают назад полученное число седмиц от Мясопустной недели: из чтений, назначаемых на эти седмицы, формируется новый ряд чтений (от понедельника последней из отсчитанных седмиц и до пятницы перед Мясопустной неделей); этот новый ряд начинают читать в понедельник, следующий за неделей по Богоявлении; если седмичных чтений оказывается больше, чем нужно, начатый новый ряд до конца не доводится, но прерывается перед неделей о Мытаре и фарисее. Воскресных чтений из Евангелия от Луки может не хватить лишь в год, состоящий из 55 недель (самый длинный из возможных): в таком случае в воскресенье, предшествующее 32-й неделе после Пятидесятницы (на которую назначается чтение Лк. 19:1–10 (о Закхее, зачало 94), т.е. за два воскресенья до недели Мытаря и фарисея, следует читать Мф. 15:21–28 (о Хананеянке, зачало 62, назначаемое в 17-ю неделю по Пятидесятнице).

 



 
PR-CY.ru