ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА - Страница 2

Однако в византийской традиции существовало особое распределение седмичных чтений, при котором один и тот же набор седмичных чтений из Евангелия от Марка предназначался и для периода от Пятидесятницы до Нового лета, и для периода от Пятидесятницы до Великого поста. Апостольские чтения в период от Пасхи до Пятидесятницы заимствовались из «Деяний святых апостолов», от Пятидесятницы до Великого поста – из апостольских Посланий, а в субботы и воскресения Великого поста читалось «Послание к Евреям». Формирование лекционарной системы, содержавшей седмичные чтения только для периода от Пасхи до Пятидесятницы, а затем только субботние и воскресные чтения, было связано с кафедральным богослужением (такая система зафиксирована в «Типиконе Великой церкви»). Лекционарная система, содержащая седмичные чтения в период от Пятидесятницы до Великого поста, связана с монастырским киновиальным богослужением, где в указанный период ежедневно литургия совершалась, и соответственно читались апостольские и евангельские чтения. Различие наборов евангельских чтений для седмичных частей в византийской лекционарной системе типа «e» показывает исследователям, что дополнение лекционарной системы типа «esk» до типа «e» происходило в различных регионах Византийской империи, причём особое распределение седмичных чтений, при котором чтения из Евангелия от Марка повторялись, имело периферийное происхождение. Ветхозаветные чтения, входившие в состав лекционарной системы послеиконоборческого периода и зафиксированные в «Типиконе Великой церкви», предназначались в большинстве случаев для чтения за вечерним богослужением и составляли около 15% от общего объёма ветхозаветного текста. Принцип последовательного чтения был использован только в период Великого поста в чтениях из книг «Бытие», «Притчи» и «Книги пророка Исаии». Современная лекционарная система Русской православной церкви основана на византийской лекционарной системе. Её основы сформулированы в особых статьях богослужебных Евангелия и Апостола, а также в указаниях Типикона. Порядок рядовых литургийных чтений на каждый день церковного года отражается в статьях богослужебного Евангелия, собранных в «Сказании еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» и «Сказании Евангелий святыя четыредесятницы и страстныя седмицы», а также в статьях богослужебного Апостола, входящих в «Сказание о антифонах и прокименах: и еже како на всяк день должно есть чести апостол в седмицах всего лета» и «Последование святыя четыредесятницы, субботам и неделям святаго великаго поста». Эти статьи регламентируют порядок ежедневных литургийных чтений из Евангелия и Апостола в период от Пасхи до Сыропустной недели, а также для суббот и воскресений шести седмиц Великого поста и для служб Страстной седмицы (с Великого понедельника по Великую субботу). В целом распределение чтений отдельных Евангелий по периодам года идентично византийской лекционарной системе. Евангельский «столп» (т.е. весь цикл рядовых чтений) начинается с Евангелия от Иоанна (хотя в богослужебном Евангелии тексты располагаются в стандартном порядке: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал в отличие от Апостола, где нумерация зачал сквозная), которое читается в период от Пасхи до Пятидесятницы включительно, за исключением трёх дней: вторника Светлой седмицы, когда назначается Лк. 23:12–35; Недели жён мироносиц, когда читается Мк. 15:43–16:8; четверга шестой седмицы после Пасхи, в который празднуется Вознесение Господне и читается Лк. 24:36–53.

 



 
PR-CY.ru