ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА

ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА – в христианском богослужении регламентация набора и распределение чтений Священного Писания в течение церковного года. Лекционарная система отражает и одновременно определяет содержание и структуру лекционария и лекционарных указателей. Регулярное чтение Священного Писания за богослужением является одной из древнейших церковных традиций. До IV в. была распространена практика последовательного чтения текста (так называемый lectio continua) без разделения на перикопы. Формирование лекционарной системы происходило в процессе развития богослужения в крупных церковно-административных центрах Римской империи, поэтому лекционарная система является уникальной характеристикой региональной литургической традиции в определённый исторический период. Соответственно различаются лекционарные системы таких центров, как Константинополь, Иерусалим, Рим, Антиохия и Александрия, а также лекционарная система в каждом из них, но в различные периоды (подробнее см. в статьях о соответствующих обрядах). Византийская лекционарная система неразрывно связана с историей византийского богослужения. Сведения о лекционарной системе доиконоборческого периода отсутствуют, т.к. византийские лекционарии и лекционарные указатели этого периода не сохранились. Лекционарная система послеиконоборческого периода зафиксирована в «Типиконе Великой церкви» и отражает принятое в послеиконоборческий период разделение богослужебного года на две части – подвижную, которая начиналась с праздника Пасхи и заканчивалась в Великую субботу, и неподвижную, которая начиналась 1 сентября и заканчивалась 31 августа. Основу распределения чтений в лекционарной системе послеиконоборческого периода составляла последовательность субботних и воскресных новозаветных чтений в подвижной части богослужебного года. В период от Пасхи до Пятидесятницы лекционарная система содержала субботние и воскресные чтения из Евангелия от Иоанна; затем от Пятидесятницы до Нового лета (23 сентября) – из Евангелия от Матфея; от Нового лета до Великого поста – из Евангелия от Луки; в Великий пост – из Евангелия от Марка. Указанное распределение субботних и воскресных евангельских чтений определяло выбор седмичных чтений (с понедельника по пятницу). Последовательности субботних, воскресных и седмичных чтений формировались независимо друг от друга. Система седмичных чтений не связана с системой субботних и воскресных чтений, которые прерывают последовательность евангельского и апостольского текстов в седмичных чтениях. Принцип последовательного чтения отсутствует и в парах субботнего и воскресного чтений, что указывает на отсутствие связей между набором субботних чтений и набором воскресных чтений. Для периода от Пасхи до Пятидесятницы седмичные чтения заимствовались из Евангелия от Иоанна, а в период от Пятидесятницы до Великого поста – из Евангелий от Матфея, Луки и Марка, т.к. в период Великого поста седмичные чтения отсутствовали. В период от Пятидесятницы до Нового лета полагаются седмичные чтения из Евангелия от Матфея, и начинаются седмичные чтения из Евангелия от Марка, а от Нового лета до Великого поста читаются седмичные чтения из Евангелия от Луки и завершаются седмичные чтения из Евангелия от Марка.

 



 
PR-CY.ru