ЛЕВИТСКИЙ Роман Ильич - Страница 3

По словам Р.И. Левицкого, «Ветхий Завет или еврейская религия была вдохновенным предсказанием христианства; язычество – его смутным предчувствием, томлением и тоской по нему». От историко-религиоведческого обоснования истинности христианства апологетика, по Р.И. Левицкому, вправе переходить к доказательству основ веры, к которым Р.И. Левицкий относи, в первую очередь, учение об искуплении и догмат о Святой Троице: «...Две фундаментальные истины составляют сущность всего христианского вероучения: искупление человечества чрез Богочеловека Христа и в связи с этим истина троичности Божества. Все остальные пункты находятся уже в зависимости от этих двух фундаментальных истин и в сравнении с ними имеют уже второстепенное значение». Необходимость искупления, по мысли Р.И. Левицкого, «лежит в самом существе религии», поскольку цель религии как таковой состоит в достижении общения с Богом, но эта цель неосуществима, пока грех, отделяющий человека от Бога, не будет снят, искуплён. Подлинное же искупление не может ограничиться прощением грехов человека, но должно состоять в его обновлении, придании ему новой жизненной силы. Боговоплощение, о котором учит христианство, как нельзя лучше соответствует данной потребности человека, поскольку Бог, став человеком, становится проводником в человечество новой, божественной жизни. Это оказывается возможным, т.к. Бог «ни при каких условиях не может утратить Своего бытия; это было бы противоречием Его абсолютности, и, следовательно, только один Он может усвоить другую индивидуальность без потери прежнего бытия». Евангельский Иисус Христос и есть этот Бог, поскольку «личность Христа, Его учение, дела, вся Его жизнь действительно соответствуют идее Богочеловека Искупителя». Р.И. Левицкий намечает вехи специфически апологетического доказательства троичности Бога. Догматическое учение о Святой Троице недоступно для рассудка, невозможно «представить никаких оснований, по которым в Божественном существе должно быть именно три Лица, а не два, не четыре и т.д.», троичность Лиц – это исключительно свидетельство Откровения. Однако принципиальное утверждение христианства о неединичности Бога, по мнению Р.И. Левицкого, может быть осмыслено «и не заключает в себе ничего противоречащего началам разума». Доказательство троичности Бога для Р.И. Левицкого оказывается возможным только из допущения реальности акта Боговоплощения и по аналогии с ним. Рассуждая о единстве самосознания Богочеловека, Р.И. Левицкий видит возможным провести аналогию с единством нетождественных самосознаний Лиц Святой Троицы: «…Имея самосознание как Бог, абсолютное Существо может иметь ещё отдельно самосознание как некоторое Лицо в Боге, и оба самосознания в Нём объединены». Данного объяснения, излишне схематичного и небезупречного терминологически, по мнению Р.И. Левицкого, достаточно для предотвращения заблуждений относительно Святой Троицы, таких, например, как патрипассианство (см. в ст. Монархианство). В статье «Тело воскресшего Христа Спасителя» Р.И. Левицкий отвечает на критику учения о воскресении из мёртвых Христа, вызванную кажущимися противоречиями в рассказах евангелистов о свойствах Его воскресшего тела. Р.И. Левицкий обращает внимание на слова апостола Марка о явлении Христа ученикам после воскресения «в ином образе» (Мк. 16:12). Из этих слов, по Р.И. Левицкому, явствует, что воскресшее тело Христа стало способно к изменению внешности.

 



 
PR-CY.ru