ЛЕВИТСКИЙ Роман Ильич - Страница 2

В христианстве вера рассматривается как добродетель, а неверие – как порок. Вера личностна, свободна, нравственно ценна: «...Мои убеждения, моя вера служат показателем нравственной ценности моей личности». О свободном признании чего-либо «на веру» Р.И. Левицкий говорил как о некотором самоотречении: «Акт веры есть так сказать акт добровольного жертвоприношения нашего сердца…, будучи делом свободы, она (вера) оставляет в объективной неизвестности вопрос, что такое и где истина». Определяя веру как свободное признание, Р.И. Левицкий критикует определение веры Владимира Сергеевича Соловьёва в его «Критике отвлечённых начал». Указывая на веру как на один из основных элементов всякого предметного познания, В.С. Соловьёв называл в этом сочинении веру «абсолютным созерцанием». Р.И. Левицкий замечает, что «акт признания» (составляет, по Р.И. Левицкому, суть принятия на веру) и акт созерцания – не одно и то же. С верой несовместима «абсолютность созерцания…, ибо созерцаемое таким образом должно принудительно действовать на способность признания», тогда как вере «нет места там, где признание вынужденно, делается с неизбежностью». Поэтому, заключает Р.И. Левицкий, доставляемое чувствами «убеждение в объективно-реальном существовании внешнего мира, вопреки г. Вл. Соловьеву, есть знание, а отнюдь не вера». Логическая доказуемость веры, по Р.И. Левицкому, не только невозможна, но и противоречит самой сути веры: «Будь вера научно доказуема в безусловном смысле этого слова, тогда христианство наряду с физикой или астрономией было бы наукою». Вместе с тем, отмечает Р.И. Левицкий, невозможность математически точного доказательства религиозной веры не означает того, что рациональные доказательства вероучительных истин не имеют ценности или не оказывают влияния на душу. Доказательства могут побуждать к вере, и в этом Р.И. Левицкий видит их актуальную практическую пользу. Оценивая значение известных доказательств бытия Божия, Р.И. Левицкий признаёт действенной их критику, произведённую Иммануилом Кантом, и призывает «изменить старый взгляд на них». Для Р.И. Левицкого всё значение доказательств бытия Божия состоит в том, что «они дают собою общие опорные пункты для построения религиозно-теистического миросозерцания». Так, например, в онтологическом доказательстве «достаточно доказать, что абсолютное бытие не есть нечто развивающееся и лишь путём развития, путём процесса достигающее актуальности, совершенства, что, напротив, оно уже от начала актуально, уже от начала всем обладает. Это будет существенная, специфическая черта теистического понятия о Боге». В свою очередь, из признания бытия Божия органично проистекает «вера и в бессмертие души…, в божественное мироправление, в необходимость Откровения и т.д.». Доказательство истинности христианской веры Р.И. Левицкий предлагает начинать с обоснования фундаментального утверждения, что «религия есть прямое, непосредственное и невольное выражение прирождённых, вечных и неистребимых… потребностей» души человека, его стремления к истине, красоте и добру, что потребность в Боге есть врождённый инстинкт духа. Этой цели служит история религий, которая показывает два пути развития религиозных представлений: «путь сверхъестественно-откровенный» (религия Библии) и «путь естественный» (прочие религии, в основе которых лежит праоткровение, данное первым людям), по которым Промысл вёл человечество, подготавливая его «к идеалу религии, открывавшемуся в христианстве».

 



 
PR-CY.ru