ЛЕВИТСКИЙ Роман Ильич

ЛЕВИТСКИЙ Роман Ильич (1857/1855 – 1886 гг.) – преподаватель основного богословия в Московской духовной академии. Сын священника. Учился в Курском духовном училище и Курской духовной семинарии. 24 марта 1874 г. пострижен в чтеца. Семинарию окончил в 1875 г. 17 мая 1876 г. зачислен на богословское отделение Московской духовной академии. Во время обучения оставался первым по успеваемости. На четвёртом курсе избрал в качестве специализации латинский язык и нравственное богословие. После окончания академии, 8 июня 1879 г., написал прошение о направлении в одну из духовных семинарий для преподавания латинского языка и был определён в Черниговскую духовную семинарию. 25 июня 1879 г. получил степень кандидата богословия «с предоставлением права преподавать в семинарии и не держать нового экзамена при искании степени магистра». 1 июля 1879 г. прочёл три пробные лекции в Московской духовной академии: «О Корнелии Непоте и его сочинениях», «Об употреблении в латинском языке творительного падежа» и «О жизни и литературной деятельности Юлия Цезаря». 19 октября 1879 г. был избран приват-доцентом кафедры основного богословия Московской духовной академии. 11 февраля 1880 г. Р.И. Левицкий женился, однако в том же году его супруга умерла. После перенесённого душевного потрясения Р.И. Левицкий в 1881 г. уволился из Московской духовной академии по состоянию здоровья, проходил лечение в Московской Преображенской психиатрической больнице. Р.И. Левицкий трудился в области богословско-философской апологетики христианства, задачу которой видел в рациональном «оправдании» веры. В апологетических очерках Р.И. Левицкий отмечал, что вся история христианства – «сплошная, непрерывная нить спора и борьбы с враждебными ему учениями», однако во второй половине XIX в. по причине привлечения к критике христианства «всей мощи науки и философии» встал вопрос, «быть или не быть христианству вообще». В связи с усилением враждебного отношения к религии богословская наука (в первую очередь, апологетика) призвана «не быть безгласною…, но вынуждена восстать на защиту истины Христовой и доказать перед этим слабым, колеблющимся в вере обществом, что не наука, а лженаука в разладе и вражде с христианством», тогда как истинная наука и истинная вера согласны между собой. По мысли Р.И. Левицкого, вера и знание, религия и наука не должны противопоставляться. Здоровой является ситуация, когда «два равно самостоятельных центра – вера чувства и знание рассудка – возведены к высшему единству самосознания…, где знание и вера прониклись гармонией взаимно нуждающихся друг в друге и взаимно друг друга поддерживающих своим внутренним согласием сторон». Вера нуждается в «объективной гарантии», которую может дать только рассудок. В то же время знание, в том числе философское, научное, не может существовать независимо от веры как таковой. Вера, по Р.И. Левицкому, «есть область внутренняя, субъективная» и может быть определена как «свободное признание, обусловленное внутренними психологическими мотивами». Веру характеризует расположение к предмету, некое внутреннее влечение к нему. По мысли Р.И. Левицкого, «без этого субъективного фактора, т.е. внутренней предрасположенности, внутренней восприимчивости чувства к известным истинам, нет и веры». Р.И. Левицкий отмечал этическое измерение веры, которое существенно отличает её от знания.

 



 
PR-CY.ru