ЛАОДИКИЯ на Лике - Страница 2

В городе существовали группа философов-скептиков (Антиох, Фейодас, ученики Энесидема) и знаменитая школа медиков. В середине I в. до н.э. главный представитель местного влиятельного рода ритор Зенон выступал с речами, призывая граждан защищать город и страну от парфян, наступавших тогда в Малой Азии. Потомки Зенона были царями зависимых от Рима царств в I в. до н.э. – I в. н.э.: Ликаонии, Киликии, Боспора, Колхиды и Армении. В римскую эпоху, между концом I в. до н.э. и серединой III в. н.э., Лаодикия была полностью застроена новыми общественными и жилыми зданиями. Город имел две главные площади: центральную агору и южный форум, на котором находилось здание городского совета – булевтерий. Действовали два больших театра, стадион, не меньше трёх крупных комплексов терм, несколько храмов. Вода подавалась по акведуку из горного массива Салбак (ныне Бабадаг, 10 км южнее города). Распределение воды в городе было организовано через Водную башню в южной части города и несколько больших нимфеев в центральной. Крупнейший нимфей был построен при императоре Септимии Севере (193–211 гг.); возведение ещё одного, посвящённого императору Каракалле, было приурочено к его визиту в город в 215 г. В Лаодикии неоднократно происходили сильные землетрясения. По письменным источникам исследователям известны лишь некоторые, однако их частота и разрушительные последствия, скорее всего, существенно сдерживали развитие города. Около 27 г. до н.э. Лаодикия пострадала в результате сильного толчка, повредившего значительные части районов долины Меандра, западного берега Малой Азии и острова Хиос (восстанавливали разрушенное с помощью средств, выделенных Октавианом Августом). В 47 г., как полагают исследователи, в связи с сильным извержением вулкана на Санторине, произошла крупная серия землетрясений, в которых вместе с Лаодикией пострадали Иераполь, Смирна, Эфес, Милет и несколько островов Эгейского моря. Поддержку жителям оказывал император Клавдий I. Сильнейшим землетрясением в 60 г. н.э. были разрушены Лаодикия, Иераполь и Колоссы (вскоре все три города были восстановлены без внешней помощи). Христианская община в Лаодикии возникла в апостольский век, как полагают исследователи, уже в начале 60 гг. н.э. До нас не дошли сведения о том, бывал ли апостол Павел в Лаодикии. В «Деяниях святых апостолов» неоднократно упоминается, что апостол проходил через Фригию и Галатию (Деян. 16:6; 18:23; 19:1); он мог останавливаться в Лаодикии как в крупнейшем городе Южной Фригии. Исследователям известно, что у апостола Павла были знакомые, друзья и ученики, жившие в Лаодикии. Своё «Колоссянам послание» апостола Павел просил читать и в соседних общинах Лаодикии и Иераполя (Кол. 2:1–2) и сообщал, что отправил в Лаодикию отдельное послание (Кол. 4:16; см. также «Лаодикийцам послание»). В «Послании к Колоссянам» фигурирует апостол Епафрас, как полагают исследователи, выходец из Лаодикии или Иераполя, сопровождавший апостола Павла и беспокоившийся о судьбе родных для него городов и их жителей (Кол. 4:12–13).

 



 
PR-CY.ru