ЛАВРЕНТИЙ - Страница 4

Стимулом к развитию культа Лаврентия (как и других ранних архиепископов Кентерберийских) стало торжественное перенесение их мощей в новую церковь аббатства святого Августина (сентябрь 1091 г.). В связи с этим событием монах Госцелин создал ряд агиографических сочинений, в том числе Житие Лаврентия и мессу в день его памяти. В дополнение к трудам Госцелина его друг монах Реджиналд (ум. около 1109 г.) написал хвалебный гимн святому Августину и его сподвижникам, а также стихотворные эпитафии на гробницы архиепископов, в том числе Лаврентия. С конца XI в. в Кентербери отмечался праздник перенесения мощей архиепископов (13 сентября). Мощи Лаврентия хранились в аббатстве святого Августина до его закрытия в эпоху Реформации (1538 г.). Бóльшая часть зданий монастыря была разобрана, остальные – перестроены под королевский дворец. Дальнейшая судьба мощей Лаврентия исследователям неизвестна. В 1915 г. в ходе раскопок остатков англосаксонской церкви были обнаружены саркофаги, в которых первоначально хранились мощи Лаврентия, Меллита и Иуста. Согласно Госцелину, почитание Лаврентия было распространено также в Шотландии. В Житии Лаврентия приводится легендарный рассказ о его миссионерской поездке на север Британии. Когда корабельщик отказался перевезти Лаврентия через преградивший ему путь морской залив (как полагают исследователи, современный Ферт-оф-Тей), архиепископ прошёл по воде, как по суше. Когда Лаврентий остановился в селении Фордун (область Абердиншир), к нему на встречу приехал ирландский архиепископ святой Тернан (почитался как покровитель нескольких шотландских церквей, также упоминается в ирландских агиографических источниках как выходец из Шотландии). Лаврентий обсудил с Тернаном вопрос о времени празднования Пасхи и убедил его в истинности римской пасхалии. Лаврентий сотворил в Шотландии множество чудес, так что после его кончины местные жители основали в Фордуне церковь в память о его деятельности в стране (в современном селении Лоренскерк, Абердиншир). Госцелин также привёл рассказ о том, как шотландская королева святая Маргарита (ум. в 1093 г.), жена короля Малькольма III (1058–1093 гг.), пожелала посетить эту церковь, в которую запрещалось входить женщинам. Нарушив это правило, королева с дарами переступила порог церкви, но немедленно почувствовала сильное недомогание. Она выздоровела лишь после того, как местные клирики помолились за неё, после чего щедро одарила церковь и выразила почтение Лаврентию. Исследователи полагают, что связь Лаврентия с Шотландией была вымышлена самим Госцелином или другим монахом аббатства святого Августина. У исследователей есть основания считать, что церковь в Лоренскерке в действительности была освящена во имя мученика Лаврентия. Исследователи полагают, что в этом рассказе нашла отражение агиографическая традиция, связанная с римским миссионером Палладием (V в.), который, согласно ирландским источникам, скончался в Шотландии. Не позднее XI в. церковь в Фордуне именовалась в честь Палладия. Тернан в шотландской агиографии был представлен как ученик Палладия, центром его почитания была церковь в Арбутнотте близ Фордуна. Шотландский агиографический материал, как полагают исследователи, стал известен Госцелину через насельников монастыря Святой Троицы в Данфермлине (область Файф), дочерней обители кафедрального приората Кентербери, основанной в 1080 гг.



 
PR-CY.ru