ЛАВРЕНТИЙ

ЛАВРЕНТИЙ (ум. в 619 г.) – второй архиепископ Дуроверна, святой (память в Западной церкви 2 февраля). Основные сведения о Лаврентии содержатся в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (закончена к 732 г.). Упоминания о нём как о сподвижнике святого Августина Кентерберийского сохранились и в более ранних источниках: в письмах папы Римского Григория I Великого, в том числе «Книжице ответов» (Libellus responsionum); в «Житии папы Григория» (начало VIII в.), написанном неизвестным монахом монастыря Стренескальк (ныне Уитби, графство Северный Йоркшир), а также в переписке святого Бонифация (ум. в 754 г.) с папой Римским Захарией (741–752 гг.). Краткая заметка о восшествии Лаврентия на архиепископскую кафедру, явлении ему апостола Петра и его кончине, основанная на «Церковной истории» Беды Достопочтенного, включена под 616 г. в третьей рукописи Англосаксонской хроники. Исследователи полагают, что протограф этой заметки был составлен в Кентербери на рубеже XI и XII вв. Под 614 г. в рукописи «F», созданной в начале XII в. в скриптории кентерберийского собора, помещено известие о кончине святого Августина и восшествии на кафедру Лаврентия, а под 619 г. – о смерти Лаврентия. Источник этих сведений исследователям не известен, указанную там дату смерти Августина исследователи считают ошибочной, но большинство исследователей принимают датировку кончины Лаврентия, т.к., по свидетельству Беды Достопочтенного, его преемник Меллит занимал кафедру пять лет и скончался в 624 г. В конце XI в. или начале XII в. (после 1091 г.) фламандский агиограф Госцелин, который жил в монастыре святого Августина в Кентербери, составил Житие Лаврентия. Основным источником для Жития агиографа Госцелина была «Церковная история» Беды Достопочтенного. К ней он добавил новую информацию со ссылками на более раннее Житие Лаврентия, истории из которого агиографу пересказали читавшие его «учёнейшие и благочестивые мужи» («eruditissimi et religiosi uiri»). Однако достоверность этих сведений исследователи считают сомнительной. Сказание о Лаврентии в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (начало XIV в.) основано на сочинении Госцелина. Краткое стихотворное Житие Лаврентия включено в латинскую поэму о десяти первых Кентерберийских архиепископах, сохранившуюся в рукописи начала XVI в. Дополнительные известия о Лаврентии содержатся в сочинениях позднесредневековых историков, трудившихся в аббатстве святого Августина в Кентербери, – Уильяма Торна (ум. после 1397 г.) и Томаса Элмемского (ум. после 1427 г.), но их достоверность вызывает у исследователей вызывает сомнения. Лаврентий назван как свидетель в нескольких грамотах, но все их исследователи считают фальшивками XI–XII вв. О происхождении Лаврентия точных сведений нет. Исследователи считают, что он был уроженцем Рима или, по крайней мере, долго жил там, т.к. именно его святой Августин отправил к папе Римскому с отчётом об успешной деятельности миссионеров.

 



 
PR-CY.ru