ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - Страница 2

Сквозь окна за спиной Мадонны открывается вид на далёкую горную гряду, исполненный в манере, типичной для зрелого стиля Леонардо да Винчи, – с использованием законов математической, воздушной и цветовой перспективы. В случае с близкой этой картине по композиции «Мадонной с гранатом», или «Мадонной Дрейфуса» (около 1470 – 1472 гг., Национальная галерея, Вашингтон), авторство Леонардо да Винчи является дискуссионным. Более поздним временем датируется «Мадонна Бенуа» (около 1479 – 1481 гг., Государственный Эрмитаж), в которой живое, непосредственное общение юной Богоматери с маленьким Спасителем, взирающим на цветок крестоцвета (аллюзия на крестную Жертву Христа), а также внимание к проработке пластики фигур напоминают камерные рельефы Антонио Росселлино, Мино да Фьезоле и Дезидерио да Сеттиньяно на тот же сюжет. «Мадонна Литта» (около 1480 – 1485 гг., Государственный Эрмитаж), хотя пейзаж в ней принадлежит, очевидно, кисти Леонардо да Винчи, дописана другим художником. Портрет Джиневры де Бенчи (около 1476 г., Национальная галерея, Вашингтон) – единственная ранняя работа Леонардо да Винчи в этом жанре, она свидетельствует о его знакомстве с нидерландскими образцами, прежде всего, с портретами работы художника Ганса Мемлинга. Документальные сведения о Леонардо да Винчи вплоть до его переезда в Милан в 1482 г. довольно скудные. В январе 1478 г. он получил официальный заказ на исполнение алтаря в капелле святого Бернарда в Палаццо-делла-Синьория во Флоренции (работа не выполнена, в 1483 г. заказ перешёл к Филиппино Липпи). В декабре 1479 г. Леонардо да Винчи сделал рисунок повешенного Бернардо ди Бандино Барончелли (Музей Бонна-Эллё), одного из участников заговора Пацци (1478 г.) и убийцы Джулиано Медичи. В марте 1481 г. Леонардо да Винчи получил свой наиболее значительный флорентийский заказ на алтарную картину для августинского монастыря Сан-Донато в Скопето, близ Флоренции. Исследователи полагают, что для этого монастыря предназначалось «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), которое было оставлено Леонардо да Винчи в состоянии подмалёвка (заказ был перепоручен Филиппино Липпи, исполнен к 1496 г.). Сюжет, который приобрёл особую популярность во флорентийском искусстве благодаря деятельности Братства волхвов (Compagnia dei Magi), избавлен у Леонардо да Винчи от избыточных повествовательных деталей и трактован как масштабное, вселенское событие, пробуждающее в то же время бурный эмоциональный отклик в его участниках. На одном из эскизов к этому алтарю (Кабинет рисунков и эстампов Галереи Уффици, Флоренция) Леонардо да Винчи выстраивает замысловатую архитектурную конструкцию на дальнем плане будущей картины и рассчитывает её перспективное построение. От первого флорентийского периода дошло немало других рисунков Леонардо да Винчи, которые говорят о широте увлечений молодого мастера. Помимо штудий и композиционных набросков среди них есть эскизы технических приспособлений и военных машин, а также анатомические рисунки, отчасти апеллирующие к средневековой традиции, но в большей степени основанные на современный Леонардо да Винчи знаниях об анатомии человека и животных, полученных путём иссечения трупов (Леонардо да Винчи посещал флорентийский госпиталь Санта-Мария-Нуова, о чём оставил воспоминания – Королевская библиотека, Виндзор).

 



 
PR-CY.ru