ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452–1519 гг.), итальянский живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европейского Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи был внебрачным сыном юриста Пьеро да Винчи и простолюдинки по имени Катерина; запись о его рождении сделал в своём дневнике дед Леонардо да Винчи, Антонио да Винчи. Мальчик воспитывался в доме отца, был особенно близок со своим дядей Франческо да Винчи; с детства проявлял склонность к музыке и геометрии. Около 1469 г. отец Леонардо да Винчи переселился с семьёй во Флоренцию. Между 1464 и 1469 гг. Леонардо да Винчи поступил в мастерскую Андреа Верроккьо; с 1472 г. – член флорентийской гильдии художников (Compagnia di San Luca). Обучение у Верроккьо во многом определило широту интересов юного Леонардо да Винчи, поскольку деятельность мастерской отличалась разнообразием: включала изготовление скульптуры из бронзы, терракоты и мрамора, декоративных предметов, ювелирных украшений, живописи. Особое внимание уделялось искусству рисунка, мастерству в передаче пластики и объёма, которое оттачивалось натурными штудиями (см. рисунок Леонардо да Винчи с изображением драпировок, Британский музей, Лондон), анатомически правильному изображению человеческого тела, математическому обоснованию живописи, проблемам оптики и перспективы. Первая датированная работа Леонардо да Винчи – рисунок пером с видом долины реки Арно (август 1473 г.; Кабинет рисунков и эстампов Галереи Уффици, Флоренция) демонстрирует структурное мышление молодого мастера, его уверенное владение правилами перспективы и композиционное мастерство. К первым годам профессиональной деятельности Леонардо да Винчи относится участие в создании картины «Крещение» Верроккьо для монастыря Сан-Сальви во Флоренции (около 1470 – 1472 и 1475 гг., Галерея Уффици, Флоренция). Леонардо да Винчи приписывают пейзажный дальний план и голову левого ангела, которые разительно отличаются по манере исполнения от стиля учителя. В пору пребывания Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо было написано «Благовещение» для монастыря Монте-Оливето-Маджоре (около 1473 г., Галерея Уффици, Флоренция). Влияние стилистики мастерской сказалось, прежде всего, в появлении несколько нарочитой детали all'antica (напоминающий резной римский жертвенник мраморный пюпитр, стоящий перед Мадонной), в типе женской фигуры, а также в общем тяготении к жестковатой трактовке драпировок и пластики. Характерные для мастерской Верроккьо детали (причёска Богоматери, Её одеяние с драгоценной фибулой, ваза с цветами) и устоявшийся иконографический тип воспроизведены Леонардо да Винчи в «Мадонне с гвоздикой» (около 1474 – 1478 гг., Старая пинакотека, Мюнхен), одной из его первых живописных работ. В картине Леонардо да Винчи на смену рельефной проработке формы и твёрдому линеарному контуру, свойственным флорентийской живописи Кватроченто, приходит смягчённая светотеневая моделировка объёма со слегка размытыми, будто тающими очертаниями, создающими иллюзию световоздушной среды, в которую помещена фигура Девы.

 



 
PR-CY.ru