ЛАЗАРЕВА СУББОТА - Страница 8

По рукописям исследователям известны дополнительные песнопения Лазаревой субботы, не вошедшие в современные богослужебные книги: два кондака авторства Романа Сладкопевца (оба имеют акростих («недостойного Романа») и состоят из проимия и 18 икосов): плагального второго (т.е. шестого) гласа (начало: «Явился ко гробу Лазаря, Господи...»), и второго гласа (начало: «Всякое, Христе, знание ведающий...»); дополнительные икосы; два анонимных четверопеснца: плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Гласом Твоим, Иисусе») и плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос (начало: «Душа моя»); циклы стихир, отдельные стихиры, несколько седальнов и светильнов, тропари на блаженнах. В песнопениях Лазаревой субботы по преимуществу пересказывается евангельское повествование о воскрешении Лазаря (Ин. 11:1–46). Однако также звучит мысль об окончании Четыредесятницы и о приближении Страстной седмицы: из стихиры на «И ныне:» и на «Господи, воззвах» в пяток вечера. Гимнографы особенно подчёркивают, что в событиях воскрешения Лазаря раскрывается догмат о двух природах во Христе: Христос как человек скорбит и плачет о смерти Лазаря, но как Бог воскрешает его: четвёртый тропарь четвёртой песни канона Андрея Критского на повечерии, второй тропарь шестой песни четверопеснца Иоанна Дамаскина на утрене. Также песнописцы обращают внимание на то, что воскрешение Лазаря, уже четыре дня пролежавшего во гробе, является беспрецедентным событием: шестой тропарь четвёртой песни канона Андрея Критского на повечерии. Воскрешение Лазаря прообразует собой всеобщее воскресение мёртвых: из стихиры на «Господи, воззвах» в пяток вечера, отпустительный тропарь, а также предвозвещает скорое воскресение Спасителя после Его страданий и крестной смерти: второй тропарь девятой песни четверопеснца Космы на утрене.



 
PR-CY.ru