ЛАЗАРЕВА СУББОТА

ЛАЗАРЕВА СУББОТА – в православной традиции – шестая суббота Великого поста, предшествующая празднику Входа Господня в Иерусалим. Первые сведения о Лазаревой субботе на греческом Востоке относятся к древнему иерусалимскому богослужению. Уже в «Паломничестве» Эгерии (около 381 – 384 гг.) и армянском переводе иерусалимского «Лекционария» V в. говорится о совершении в шестую субботу Великого поста богослужения в так называемом Лазариуме – базилике, построенной на месте, где располагался гроб Лазаря в Вифании, в 3 км к востоку от Иерусалима. Однако евангельское чтение, назначаемое иерусалимским «Лекционарием» V в. для этого дня (Ин. 11:55–12:11), повествует не о воскрешении Лазаря, а о пришествии Христа за шесть дней до Пасхи в Вифанию и о том, как Мария, сестра Лазаря, помазала Иисуса миром в знак того, что Он скоро будет погребён (у Эгерии конкретные чтения не указаны, сказано только, что пресвитер объявляет о приближении Пасхи словами из Ин. 12:1). Повествующее же о воскрешении Лазаря евангельское чтение Ин. 11:1–46 назначено в иерусалимском Лекционарии V в. на пятый день попразднства Богоявления. Таким образом, изначально в иерусалимской традиции воскрешение Лазаря не было центральной темой шестой субботы Великого поста. Это полностью соответствует евангельской хронологии, согласно которой Иисус Христос, воскресив Лазаря, покинул окрестности Иерусалима на какое-то время, прежде чем вернуться туда на праздник Пасхи: «Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошёл оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придёт ли Он на праздник?» (Ин. 11:54–56). По мнению Томаса Толли, автора одной из немногочисленных монографий по вопросам установления цикла основных церковных праздников на христианском Востоке, обычай совершать воспоминание воскрешения Лазаря непосредственно перед праздником Входа Господня в Иерусалим впервые появился в Александрии. В коптской традиции исследователям известно предание о том, что Иисус Христос лично крестил Своих апостолов в день, соответствующий шестой субботе Великого поста. Опираясь на так называемое «Тайное Евангелие от Марка», Томас Толли реконструировал древний александрийский великопостный цикл евангельских чтений, утверждая, что в Александрии в шестую субботу Великого поста совершалось массовое крещение оглашенных, и читался отрывок из этого апокрифа, повествующий о воскрешении юноши в Вифании, по сюжету сходный с Ин. 11:1–45. Как предположил Томас Толли, впоследствии эта традиция проникла в Константинополь: во всяком случае, согласно константинопольским памятникам IX–XI вв., Лазарева суббота действительно была одним из нескольких дней года, когда крестили основную массу оглашенных. А поскольку в константинопольском «Лекционарии» в субботу шестой недели читается Ин. 11:1–45, хотя на предшествующие субботы и воскресенья Великого поста назначаются чтения из канонического Евангелия от Марка, Томас Толли заключил, что чтение Ин. 11:1–45 заменило некогда читавшееся в этот день также и в Константинополе «Тайное Евангелие от Марка».

 



 
PR-CY.ru