ЛАЗАРЕВА СУББОТА - Страница 3

Первые сведения о богослужении в шестую субботу Великого поста в Иерусалиме содержатся в «Паломничестве» Эгерии (около 381 – 384 гг.). После окончания Божественной литургии в Сионе, которая совершалась на рассвете в субботу (в ночь на субботу литургии предшествовало всенощное бдение), перед отпустом архидиакон объявил, что служба будет в Лазариуме в седьмом часу дня (т.е. около 13.00). Епископ по дороге к Лазариуму сделал остановку на расстоянии 500 шагов от него, в церкви, построенной на том месте, где Мария встретила Спасителя (Ин. 11:29–32). Епископу навстречу вышли монахи, потом все отправились в церковь, и там совершали краткую службу, содержавшую гимн, антифон, чтение Евангелия о том, как сестра Лазаря встретила Иисуса (как полагают исследователи, Ин. 11:19–32), молитву и отпуст. Затем процессия двинулась дальше к Лазариуму с пением гимнов. Вошли в церковь, и началась служба: пение гимнов и антифонов, чтение Священного Писания – отрывков, соответствующих дню (lectiones apte diei). Непосредственно перед отпустом объявили о приближении Пасхи: пресвитер с возвышения прочёл евангельский отрывок, в котором говорится о прибытии Христа в Вифанию за шесть дней до Пасхи (Ин. 12:1). Эгерия поясняет, что выбор места богослужения обусловлен исключительно прибытием Христа в Вифанию за шесть дней до Пасхи (до Тайной вечери и предательства Иуды), т.е. воскрешение Лазаря ещё не было в Иерусалиме темой этого дня. Согласно данным древнего иерусалимского «Лекционария» V в., сохранившегося в армянском переводе, в субботу, за шесть дней до Пасхи, в десятом часу дня, богослужение должно совершаться в Лазариуме; даны следующие богослужебные указания: прокимен Пс. 29:4, Апостол – 1 Фес. 4:13–18 (о воскресении мёртвых), аллилуиарий со стихом Пс. 39:2, Евангелие – Ин. 11:55–12:11 (прибытие Христа в Вифанию; Мария, сестра Лазаря, умащает Христа миром; иудеи окончательно решают убить Иисуса). Хотя содержание литургических чтений возможно связать, как полагают исследователи, с воскрешением Лазаря, для исследователей очевидно, что акцент всё-таки сделан на подготовке к страданиям и воскресению Христа – центральным событиям грядущей недели (Страстной седмицы). Евангельское чтение, повествующее именно о воскрешении Лазаря (Ин. 11:1–46), назначается в этом «Лекционарии» на пятый день после Богоявления, причём богослужение также совершается в Лазариуме, и указаны те же прокимен, Апостол и аллилуиарий. В более поздней редакции иерусалимского «Лекционария» (V–VIII вв.), сохранившейся в грузинском переводе, шестая суббота Великого поста называется «субботой ваий» (пальмовой субботой), но также говорится о совершении памяти Лазаря; богослужение совершается в Вифании (Лазариуме), в составе богослужебного последования дополнительно указано чтение Притч. 10:27–11:4, назначается другой Апостол – Еф. 5:13–17 и другой аллилуиарий со стихами – Пс. 22:3–4; также указаны литургийные песнопения входа, умовения рук и принесения Даров: «Слава, слава Тебе...»; «Благословен Ты, Господи, пришедший...»; тропарь «Марфа и Мария...».

 



 
PR-CY.ru