ЛАЗАРЕВА СУББОТА - Страница 5

В пятницу на вечерне рядовая кафизма отменяется, на «Господи, воззвах» поётся цикл из трёх самогласных стихир Лазаревой субботы шестого гласа и два самогласна восьмого гласа; на утрене на «Бог Господь» поётся отпустительный тропарь первого гласа; по кафизмах назначаются ипакои и седален Лазаревой субботы; после окончания уставного чтения после второй кафизмы поётся «Воскресение Христово видевшее» один раз; затем – Пс. 50 и канон первого гласа авторства Андрея Критского, к которому с шестой песни добавляется четверопеснец; после третьей песни – седален; после шестой песни канона поётся кондак второго гласа «Всех радость Христос»; на хвалитех поётся цикл из трёх самогласнов первого гласа, а также ещё один самогласен первого гласа на «Слава, и ныне:»; на стиховне утрени поются стихиры шестого и восьмого гласов; на литургии – изобразительные антифоны, вместо Трисвятого – «Елицы во Христа креститеся», прокимен, аллилуиарий, апостольское и евангельское чтения те же, что и в «Типиконе Великой церкви». Богослужение Лазаревой субботы в «Евергетидском Типиконе» второй половины XI в. имеет следующие особенности: в четверг на вечерне и в пятницу на утрене указаны самогласные стихиры Лазарю; в пятницу вечером на «Господи, воззвах» вместе со стихирой дня поются три самогласна Лазаревой субботы (те же, что и в «Студийско-Алексиевском Типиконе»); на повечерии отмечается отпустительный тропарь Лазаревой субботы и канон авторства Андрея Критского (который в «Студийско-Алексиевском Типиконе» назначен на утрене), после шестой песни – кондак Лазаревой субботы. На утрене трижды поётся отпустительный тропарь Лазаревой субботы., по кафизмах – седальны Лазаревой субботы и уставные чтения; затем – «Воскресение Христово видевшее» и каноны плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа: четверопеснец авторства Космы Маюмского и полный канон авторства Иоанна Монаха (Дамаскина?); после третьей песни – седален, после шестой – кондак, после девятой песни вместо эксапостилария – «Спаситель Господь»; на хвалитех – те же стихиры, что и в «Студийско-Алексиевском Типиконе». В отличие от «Студийско-Алексиевского Типикона», указывающего великое славословие только для Великой субботы, в «Евергетидском Типиконе» на Лазареву субботу (как и на ряд других праздников) также оно есть, т.е. утреня оканчивается как в воскресные дни (изменяемые части литургии указаны здесь те же, что и в «Студийско-Алексиевском Типиконе»). В «Мессинском Типиконе» 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, набор гимнографии и порядок богослужения на Лазареву субботу в целом соответствуют «Студийско-Алексиевскому» и «Евергетидскому» Типиконам (особенности состоят в перенесении канона Андрея Критского на полунощницу, а также в том, что на литургии допускается исполнение не изобразительных, а вседневных антифонов).

 



 
PR-CY.ru