ЛАЗАРЬ, Баранович Лука - Страница 13

Сборник завершается стихами на царский герб и кратким панегириком юному царевичу Ивану Алексеевичу. «Христианский Аполлон воспевает жития святых» (1670 г.) представляет собой перепечатку сборник «Муки Царя скорбей Иисуса Христа». Сочинение было отправлено к царскому двору в феврале 1672 г., через год по просьбе Малороссийского приказа просмотрено митрополитом Павлом и признано «свободным к обращению». «Аполлонова лютня, готовая для любого предмета» (1671 г.) представляет собой, по мнению исследователей, поэтическое сочинение смешанного характера. Книга, состоящая более чем из тысячи стихов, открывается виршами на царский герб, посвятительными стихами царевичу Ивану Алексеевичу, двумя обращениями к читателю. Помимо стихов религиозного содержания (о символике Креста, о евхаристии, о Пресвятой Богородице, святых пророках, об апостолах и о святых, о Страшном Суде и др.) сборник включает размышления о добродетелях и грехах, о слабости человеческой природы, о болезнях и подготовке к смерти, о знаках зодиака и небесных телах, а также о современных Лазарю событиях (осаде Новгорода-Северского в феврале 1668 г., татарско-турецкого нашествии). В сборник вошёл ряд эпитафий: царевичам Алексею и Симеону Алексеевичам, киевскому воеводе Адаму Киселю, Киевским митрополитам Петру (Могиле), Сильвестру (Косову) и Дионисию (Балабану-Тукальскому), печерскому архимандриту Иосифу (Тризне), другим игуменам. Как и в других сочинениях, Лазарь снова обращается к идее союза украинцев, поляков и русских против магометан. Перу Лазаря принадлежит полемическое сочинение «Новая мера старой веры, дарованная Богом» (1670 г.), составленное как ответ на работу польского иезуита преподавателя моральной теологии в Виленской академии Общества Иисуса Б.П. Бойма «Старая вера, или Ясное изложение о том, что живущии вне унии не имеют старой веры» (1668 г.), в которой иезуит обосновывал примат Римского понтифика и учение о Filioque. Ещё раньше по просьбе Лазаря на сочинение Б.П. Бойма откликнулся Иннокентий (Гизель; Лазарь первоначально хотел, чтобы эти два сочинения были вместе изданы в Киеве), в 1678 г. опубликовал ответ Иоанникий (Галятовский). Своё сочинение Лазарь писал полтора года: первая часть («О власти святого Петра и Римских пап») была готова к концу 1669 г., вторая («Об исхождении Духа Святого от Отца») – к маю 1671 г. Сочинение Лазаря открывается стихотворной молитвой к Святому Духу об объединении «Руси» и «Ляхов» против турок, за которым следовало посвящение Алексею Михайловичу, заменённое в связи со смертью царя посвящением Богоматери, а также два предисловия: к Б.П. Бойму и читателям. Сочинение построено как изложение тезисов иезуита и их опровержение. Лазарь критикует толкование Б.П. Боймом отдельных церковных авторитетов, хотя и признаёт, что сам не знаком с этими текстами. Для обоснования своей позиции Лазарь (как и многие писатели могилянского круга) нередко апеллирует к католическим авторам (Цезарю Баронию, польскому иезуиту Якубу Вуеку). В конце сочинения Лазарь помещает ряд стихотворных приложений, объединённых общей темой «Почему Русь держится скорее Христа, чем Петра», которые перемежаются с пространными фрагментами Священного Писания.

 



 
PR-CY.ru