ЛАЗАРЬ, Баранович Лука - Страница 11

Поучения составлены преимущественно на основе Священного Писания, с очень редкими отсылками к святоотеческим сочинениям и творениям Августина Блаженного. В посвящении царю Лазарь упоминал об источниках своих сочинений, отметив, что «истину елико мощно писати тщахся, никоих же не точию басней, но ниже историй, вне Писаниа Святаго и учения церковного сущих, прилагая». Эта черта отличает проповеди Лазаря от поучений многих других представителей киево-могилянского круга. Сборник был составлен в начале 1660 гг. и издан в типографии Киево-Печерского монастыря при финансовой поддержке русского правительства. Илья Александрович Шляпкин допускал, что «Меч духовный...» мог быть рассмотрен на Соборе 1666–1667 гг., и именно после этого было получено разрешение продавать его в России. Правительство само разослало книгу по епархиям, предписав внести за каждый экземпляр 3 руб. «Меч духовный...» удостоился нескольких отзывов. Патриарху Никону сборник не понравился, и он написал на него «Свиток», который не сохранился. Его содержание излагается в «Послании к бывшему патриарху Никону» (Исторический музей; не раньше марта 1669 г.), которое или составил сам Лазарь (Виталий Осипович Эйнгорн), или это сделал по его просьбе Симеон Полоцкий, который, в свою очередь, написал четырёхчастную «Епиграмму» (Исторический музей), расхваливая не только сочинение, но и его автора. Лестных слов сборник удостоился и от Лаврентия Крщоновича в посвящении Лазарю в «Триоди Цветной» (Чернигов, 1685 г.). Патриарх Иоасаф в письме от ноября 1668 г. также похвалил «Меч духовный...» и высоко оценил благочестивую жизнь его автора, который создал «храмину доблественнаго жития на камени веры ко Богу и верности к Его помазаннику благочестивейшему самодержцу» (Исторический музей). 26 февраля 1673 г. глава Московского Печатного двора митрополит Сарский и Подонский Павел II по просьбе Малороссийского приказа составил отзыв на ряд присланных из Киева изданий и признал «Меч духовный...» «свободным к обращению». В XVIII в. старообрядцы-поморцы использовали титульный лист этой книги и предисловие к ней для анонимного толкования на «Апокалипсис». Сборник «Трубы словес проповедных», изданный в лаврской типографии (1674 г.), задумывался Лазарем как вторая часть «Меча духовного...» ещё в 1668 г., когда Лазарь обратился за советом к Симеону Полоцкому. Сборник открывает стихотворное посвящение царю Алексею Михайловичу. В «Трубы...» вошли 80 проповедей праздничного цикла и состоящий из 75 Слов и поучений «Прилог на различныя нужды Слов полезных» смешанного состава: поучения о свободе воли, образцы Слов и наставлений перед исповедью, на венчание и погребение, толкование отдельных молитв, фрагментов Нового Завета, вирши на Воскресение Христово, девять богородичных песней, «Слово утешения» Алексею Михайловичу по случаю кончины в 1669 г. Марии Ильиничны (исследователи полагают, что напечатано первоначально отдельной брошюрой), «Книжица благословению Господню на новый брак» на венчание царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной (написана в 1671 г., уже после завершения общей работы над «Трубами...»), Слово на кончину царевича Алексея Алексеевича. По замыслу Лазаря, «Прилог...» мог послужить пособием при составлении проповедей. Издание «Труб...» тянулось почти шесть лет. В мае 1669 г. Лазарь просил царя напечатать проповеди в Москве и получил на это согласие. Автор также выражал желание, чтобы цензором был назначен Симеон Полоцкий, которого он называл своим учеником (Исторический музей).

 



 
PR-CY.ru