ЛАЗАРЬ, Баранович Лука - Страница 12

К концу 1669 г. Симеон Полоцкий отредактировал проповеди и, судя по всему, как полагают исследователи, поправил ряд богословских положений (например, о непорочном зачатии Богородицы). Константин Васильевич Харлампович предполагал, что впоследствии проповеди вышли из печати в редакции Симеона Полоцкого. В печатании книги в Москве спустя полтора года было отказано, как полагает В.О. Эйнгорн, в связи с отрицательным отзывом на рукопись митрополита Павла, а не с финансовыми проблемами (как мотивировала отказ русская сторона). Несмотря на наложенный Московским Собором 1690 г. запрет на «Меч духовный...» и «Трубы словес проповедных» (что было связано с завершением литургических споров и осуждением католической точки зрения на время пресуществления Святых Даров), оба сборника получили широкое распространение в русской книжности. Ряд проповедей на церковнославянском языке с вкраплениями латинских и польских стихов и цитат были изданы Лазарем отдельными брошюрами: «Слово на... Троицу» (1675 г.), «Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы» (1675 г.), «Слово на Воскресение Христово» (1675 г.), «Слово на Рождество Христово» (1682 г.). По содержанию эти проповеди не совпадают с аналогичными поучениями из «Труб словес проповедных». Как минимум одно из поучений («Слово на Благовещение») представляет собой, по мнению исследователей, обработку устной проповеди. К жанру поучений исследователи относят две небольшие брошюры 1676 г.: «Книга Бытия» и «Книга Смерти». Последнюю Лазарь в одном из стихотворений называет своим седьмым сочинением в 1676 г. Она включает подобранные по буквам алфавита рифмованные поучения преимущественно на Страстной цикл, цитаты из Священного Писания и творений святых отцов о Кресте Христовом, выдержанные в барочном стиле фигурные стихи о Кресте и его сравнение с четырьмя временами года, с частями света, со способностями человека, с так называемыми последними вещами (смерть-суд-ад-небо). Тематически к этой брошюре примыкает небольшое стихотворное сочинение «Знак в Рождество Господне» (1676 г.), в котором Лазарь рассуждает в том числе о различиях в православном и католическом литургических календарях, о праздниках преимущественно христологического цикла; призывает Москву и Польшу объединиться для борьбы с турками. Владимир Николаевич Перетц считал, что это сочинение было частью «Księga śmierci» и отдельно не издавалось. Своеобразным опытом создания православного агиографического свода исследователи считают польскоязычные «Жития святых» (1670 г.). Свод, законченный Лазарем до января 1670 г., изначально задумывался на польском языке, чтобы (по словам автора) вызвать у поляков уважение к русскому царю. Помимо рифмованных Житий святых (часть которых – Жития митрополитов Киевских и Печерских отцов) в сборник вошли поучения на отдельные Господские и Богородичные праздники, а также обличение Ария, противника почитания святых. В первой части Лазарь помещает колядку, некогда посвящённую митроплиту Петру (Могиле) лаврскими типографами, и два диалога на Страстную пятницу: «Муки Царя скорбей Иисуса Христа» (на польском) и «Семь слов молитвы Христа на Кресте» (на латыни). «Муки Царя скорбей Иисуса Христа» открывает рифмованное посвящение Иисусу Христу, затем следуют адресованное царевичу Фёдору Алексеевичу предисловие (исследователи встречает не во всех экземплярах), краткое стихотворное обращение к читателю, в котором Лазарь сравнивает свои «рифмы» с творчеством польского поэта Яна Кохановского.

 



 
PR-CY.ru