ЛАЗАРЬ, Баранович Лука - Страница 14

Здесь же Лазарь приводит небольшое рассуждение «О мире между римлянами и Русью» о конфликте между «Русью» и «римлянами» (католиками). Он утверждает, что речь идёт не столько о религии («religione»), сколько о регионе («regione»): католики не хотят, чтобы «Русь владела Русью». В сочинении «Пять заметок, пять Христовых ран» (1680 г.) Лазарь жаловался, что католики «не отвечают на Меру, видать, её не выслушали…». «Столп веры и основание правды» (1675 г.) – небольшой сборник стихов из трёх частей на богословско-полемические темы: об исхождении Святого Духа и о Троице, Богородичный цикл, похвальные и полемические стихи в защиту православия. В.Н. Перетц считал, что сборник был составлен из материала сочинения «Nowa miara» (совпадает значительная часть стихов) как популярная брошюра, поскольку издание самого полемического сочинения. Перу Лазаря принадлежат также стихотворные и прозаические циклы в честь Пресвятой Богородицы: «Цветы от святых отцов в венец Божией Матери» (1680 г.) и «Светлейшая неба и земли, Царица Госпожа Матерь Божия Мария» (1683 г.). Первое сочинение – это подборка в алфавитном порядке высказываний святых отцов и молитв, а также рифмованные и прозаические тексты о Пресвятой Богородице преимущественно на польском, а также на латыни и реже – на простой мове. Адресованное гетману Ивану Самойловичу рифмованное вступление призывает хранить верность царю Фёдору Алексеевичу, которому во второй части книги посвящена колядка. Второе сочинение начинает посвящение царевне Софье Алексеевне, написанное кириллицей, за ним следуют построенные на основе библейских цитат рифмованные славословия Пресвятой Богородице на польском языке с отдельными славянскими и латинскими стихами. В сборник вошло также прозаическое поучение (1683 г.) и стихотворение о том, что почитание Пресвятой Богородицы поможет примирить ляха и русина. Исследователи отмечают, что оба богородичных сборника включают многочисленные народные афоризмы и поговорки. К жанру пассийных размышлений исследователи относят «Notiy pięć, ran Chrystusowych pięć» (1680 г.). Исследователи отмечают, что сочинение составлено в прозе и в стихах, преимущественно на польском и латинском языках, с отдельными набранными кириллицей фрагментами Священного Писания и молитв, с очень сумбурной композицией. Размышления преимущественно пассийного содержания перемежаются с общими поучениями о вере и о церкви (во второй части), сформулированными в виде отдельных тезисов и высказываний. В начале второй части помещены панегирик Фёдору Алексеевичу по случаю его брака с Агафьей Семёновной Грушецкой и два адресованных царю Слова (на польском и церковнославянском), стихотворная просьба-молитва о победе над турками. Сочинение было преподнесено патриарху Иоакиму (Савёлову) игуменом Николаевского Батуринского монастыря Феодосием (Гугуревичем). Ряд панегириков Лазаря были изданы отдельными брошюрами. «Благодать и истина» (Чернигов, 1683 г.), посланная в Москву всем членам царской семьи 28 января 1684 г., восхваляла царей Ивана V и Петра I, а также содержала похвалу царевне Софье и патриарху Иоакиму (Савёлову) с просьбой к царям об украшении церкви Троицко-Ильинского монастыря в «вашей вотчине в княжении Черниговском». В литературе исследователи встречают упоминания о том, что Лазарь составил предисловие к изданиям: «Анфологион, сиречь Цветослов, или Трифолог» о сущности и значении церковных служб (Новгород-Северский, 1678 г.); «О хиротонии, сиречь О рукоположении» (Новгород-Северский, 1676 г.), «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677 г.). Лазарю также приписывается не известное ныне исследователям сочинение «О приключениях человеческой жизни» (1678 г.).



 
PR-CY.ru