ЛАВРЕНТИЙ - Страница 11

Таким образом, в Милане существовали не только оригинальные тексты молитв, но и особая, независимая от римской, традиция богослужебного поминовения мученика. В действующем «Амвросианском миссале» (1990 г.) указана только память Лаврентия 10 августа; в новом проприи мессы использованы средневековые молитвы. В Южной Италии указания на празднование памяти мученика содержатся в лекционарии Капуанского епископа Виктора (541–554 гг.) и в неаполитанском лекционарии VII в., сохранившемся в англосаксонском «Линдисфарнском Евангелии». В этих книгах приведены чтения для мессы не только праздника, но и предшествовавшего ему поста (ieiunium), т.е. вигилии, о которой упоминается в римских книгах. Поминовение Лаврентия указано в неаполитанском «Мраморном календаре» (середина IX в.) и в других календарях и мартирологах IX–XIV вв. из Беневенто, Капуи, Неаполя и аббатства Монте-Кассино. О литургическом поминовении Лаврентия в римской Африке (прежде всего, в Карфагене) исследователям известно благодаря проповедям Августина Блаженного. Чтения праздника, реконструированные Виктором Саксером, не соответствуют ни римской, ни амвросианской традициям. По мнению исследователя, на мессе могли читать выдержки из трактата Киприана Карфагенского «Об увещании к мученичеству». Дни памяти Сикста II, Лаврентия и Ипполита указаны в «Карфагенском календаре», составленном в первой половне VI в. Однако в «Синайском календаре», который исследователи предположительно относят ко времени арабского завоевания Африки (конец VII в.), значится только поминовение Лаврентия (основная часть праздников, указанных в этом календаре, имеет местное или византийское происхождение; памяти многих римских святых, ранее почитавшихся в Африке, отсутствуют). Исследователям известны надписи с упоминанием реликвий Лаврентию, которые помещали под алтари церквей; двве такие надписи содержат даты – 452 и 581/582 гг. Отсутствие упоминаний о Лаврентии среди проповедей на важнейшие праздники в арианском сборнике, предположительно созданном в Африке в эпоху господства вандалов, может свидетельствовать, по мнению исследователей, о том, что в арианских общинах культ мученика не получил распространения. Поминовение Лаврентия присутствует в архаичных версиях санкторала испано-мосарабского обряда, представленных в «Веронском орационале» (конец VII в.) и в лекционарии («Liber Commicus»), где почти нет праздников римского происхождения. В орационале память Лаврентия указана под 10 августа. Под этой же датой в «Леонском антифонарии» помещены песнопения вечерни, утрени и мессы праздника. Исследователям известен испано-мосарабский гимн Лаврентию, составленный из стихов Пруденция. В других испанских литургических книгах под 10 августа значится поминовение святых Сикста II, Лаврентия и Ипполита. В молитвах мессы упоминаются либо Сикст и Лаврентий, либо только Лаврентий; обо всех трёх мучениках говорится только в пространной префации (inlatio), где суммировано содержание «Passio vetus». Версия Мученичества Сикста II, Лаврентия и Ипполита включена в «Испанский Пассионал».

 



 
PR-CY.ru