ЛАВРЕНТИЙ - Страница 10

В молитвах говорится о стойкости Лаврентия и его победе над гонителями, о заступничестве мученика за римлян и об особой торжественности праздника. Молитвы мученику включены также в проприи заупокойной мессы о епископе и о папе Римском. Исследователи полагают, что это связано с тем, что Лаврентия считали покровителем римского духовенства. В Сакраментарии Геласия, предположительно основанном на богослужебных книгах римских пресвитеров VII в., поминовение Лаврентия сопровождается вигилией (предпразднством 9 августа) и октавой. Однако в Сакраментарии Григория, предназначенном для папского богослужения, октава праздника отсутствует. В книгу включены проприй мессы в вигилию праздника и два проприя мессы в день памяти мученика. Согласно римскому лекционарию середины VII в., празднование памяти Лаврентия у гробницы мученика занимало два дня: 9 августа совершалась месса вигилии праздника; по мнению исследователей, ночью служили «первую мессу», а утром или днём – основную праздничную мессу (в более поздних лекционариях она названа «missa publica»). От поминовения Лаврентия отсчитывали воскресные дни до праздника святого Киприана (14 сентября). В более поздних лекционариях упоминается также октава праздника Лаврентия. Во франкских антифонариях VIII–IX вв., принадлежащих римской традиции, сохранились песнопения вигилии и праздника, а в некоторых книгах – октавы. Впоследствии корпус богослужебных песнопений в честь Лаврентия пополнился секвенциями, составленными Ноткером Заикой и Адамом Сен-Викторским. Исследователи полагают, что празднование октавы Лаврентию (17 августа) было свойственно римскому пресвитерскому богослужению, но не папской литургии. В XI–XII вв. оно совершалось не во всех римских храмах. Богослужебная традиция Северной Италии получила отражение в литургических книгах амвросианского обряда; самые ранние сохранившиеся рукописи исследователи относят к IX в. В «Бергамском Сакраментарии» содержатся проприй мессы с чтениями для вигилии, четыре вечерние молитвы и проприй утренней мессы в день памяти Лаврентия. Бóльшая часть молитв и чтений не имеют соответствий в римских литургических книгах (хотя чтение 2 Кор. 9:6 и далее засвидетельствовано как в римской, так и в испанской традициях). Впоследствии тексты, известные исследователям по «Бергамскому Сакраментарию», считались специфически амвросианскими. В «Sacramentarium Triplex», созданный в аббатстве Санкт-Галлен, вошли несколько вариантов богослужебных текстов: два проприя мессы в вигилию праздника (второй формуляр, соответствующий «Бергамскому Сакраментарию», назван «амвросианская месса»); три проприя праздничной мессы (один из них озаглавлен «иная месса, григорианская», другой – «амвросианская месса»); рубрика «Item aliae orationes» с текстами восьми молитв.

 



 
PR-CY.ru