КЛИМЕНТ I

КЛИМЕНТ I – папа Римский (88/90 – 97/99 гг.), четвёртый  епископ Римский, апостол из 70-ти, один из мужей апостольских, прозванный «апостолом мира», исторически первый раннехристианский писатель, священномученик; память 30 января (обретение мощей около 855–967 гг.), 25 ноября (по юлианскому календарю); в католической церкви – 23 ноября. Широко почитался в Древней Руси; почитаем в православии как один из первых христианских проповедников в русских землях. По преданию, около 98 г. был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (район современного Севастополя), где проповедовал и встретил мученическую смерть. Мучеником его представляют позднейшие писатели, но вероятнее всего, что он умер естественной смертью. По крайне мере, Ириней Лионский (около 130 – 202 гг.), перечисляя преемников Климента по римской кафедре и указывая на мученичество некоторых из них, решительно умалчивает о мученичестве самого Климента. Вероятно, сказание о его мученичестве, пущенное в оборот автором «Мученических актов св. Климента» (памятника, появившегося не раньше IV в. и наполненного легендарными сказаниями), имеет в своём основании отождествлённое Климента с именем римского консула Флавия Климента, пострадавшего в царствование Домициана (81–96 гг.). Исторических свидетельств о Клименте сохранилось мало. По мнению исследователей, возможно, именно он упоминается апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам (4:3): «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни». Тертуллиан (155/165 – 220/240 гг.) сообщает, что Климент Римский был рукоположён апостолом Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию Кесарийскому (около 263 – 340 гг.), Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 гг. Согласно православному житию св. Климента, написанному на основе раннехристианских источников, он родился в Риме, в богатой и знатной семье. Вскоре после рождения Климента его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Разлучённый с детства силой обстоятельств с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, получил прекрасное образование, был окружён роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, не увлекала языческая мудрость, потому что не могла дать удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Климент рано стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, он оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы, чтобы узнать подробнее об учении Христа. В Александрии он встретил апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием. Прибыв в Палестину, Климент принял крещение от апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания, был также сотрудником апостола Павла в его проповеди (Флп. 4:3). По преданию, во время путешествия апостола Петра он встретил мать, а потом и отца; при участии апостола семья воссоединилась, и родители приняли крещение. Апостол Пётр незадолго до своих страданий рукоположил Климента во епископа города Рима. Климент находился на Римской кафедре после его кончины (а за ним Лина и его преемника Анаклета). В период очередной волны гонений на христианство он был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями, Климент нашёл там большое число ранее осуждённых христиан. Работая среди них, он утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, из-за чего каторжане терпели большие неудобства, но вследствие молитвы святого Господь, по преданию, открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент каждый день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей; языческие идолы были разбиты, а капища – разрушены. В Херсонес для наведения порядка императором Траяном (98–117 гг.) был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, чтобы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа море отступило от берега на три стадия (около 500 м), и люди нашли тело мученика.

 



 
PR-CY.ru