КЛИМЕНТ I - Страница 3

Согласно преданию, после всего этого Владимир взял царицу, Анастаса и корсунских священников с мощами св. Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Судя по всему, для мощей св. Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 г. в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор. Про глубокое почитание на Руси святого Климента свидетельствует «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI в.). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого какое-то время были (наряду с Ольгиным Крестом) единственной и главной отечественной святыней: «Церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привёл Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих…» Частица мощей от честной главы св. Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 г.; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма. Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Мудрого Анну Ярославну за французского короля. Когда король Генрих I Капетинг (1031–1060 гг.) послал в Рабастию шалонского епископа Роже за дочерью «короля той страны, по имени Анна», на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент. Епископ исполнил это (далее следует рассказ о судьбе мощей Климента, обнаруженных Роже, к его удивлению, в Киеве, куда он и направлялся в составе посольства). Про Херсонес, как место упокоения св. Климента, было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого: «Не в тех ли местах находится Херсон, где, как говорят, почил Климент; отходит ли море и теперь в день его рождения и делается ли доступным для проходящих?» Французский монах Гийом Рубрук (около 1220 – около 1293 гг.) писал: «И плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооружённый, как говорят, “руками ангельскими”… Вышеупомянутая область Цесария (Крым) окружена морем с трёх сторон, а именно с запада, где находится Керсона, город Климента…» С именем Климента связывался целый ряд литературных произведений. Ему приписывалось авторство двух посланий (Первое и Второе к Коринфянам), направленных им (в качестве епископа Рима) христианской церкви в Коринфе (Греция). Первое послание к Коринфянам (около 96–98 гг.) – одно из самых ранних патристических сочинений. Когда именно оно было написано, точно не установлено. Согласно одной точке зрения, его написание относится к царствованию Нерона (68 г.), а по другой – к царствованию Домициана (93–97 гг.). Вторая точка зрения считается более предпочтительной, поскольку характер сочинения больше соответствует эпохе царствования Домициана: Коринфская церковь представляется общиной, имеющее историческую давность, апостолы называются отошедшими в вечность и блаженными, их преемники выставляются людьми, проходившими своё служение «многих времён». Но исследователи не могут отодвигать появление этого послания дальше 98 года. Таким образом, в любом случае, памятник является одним из древнейших произведений христианской письменности. Сочинение написано по поводу возникших в Коринфской церкви иерархических нестроений, во время которых люди «молодые, бесславные, высокомерные, дерзкие, гордые» произвели «преступный и нечестивый мятеж», направленный к ниспровержению людей «почтенных, славных, разумных и старших». Этим поводом определяется характер и содержание послания.

 



 
PR-CY.ru