КЛИМЕНТ I - Страница 2

Впоследствии, на протяжении семи веков (вплоть до царствования византийского императора Ниткифора I Геника; 802–811 гг.) море каждый год отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом по молитве святого совершались многие чудеса. В начале 800 гг. море перестало отступать, однако около 861 г. мощи св. Климента были обретены Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа блаженного Георгия и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам Климента опять совершалось много чудес. Его имя совпадает с именем двоюродного брата императора Домициана и второго консула 95 г. – Тита Флавия Климента, убитого в 96 г. по приказу императора (по некоторым версиям, за симпатии к христианам или иудеям). Пишут, что Домициан убил своего двоюродного брата Флавия Климента (Flavium Clementem) по самому ничтожному подозрению чуть ли не во время его консульства, хотя это был ничтожный и ленивый человек. Как пишет Гай Светоний Транквилл (около 70 – после 122 гг.) в книге «Жизнь двенадцати цезарей», он сам открыто прочил его маленьких сыновей в свои наследники, переименовав одного из них в Веспасиана, а другого в Домициана. В результате некоторые источники (как античные, так и современные) объединяют эти два исторических лица. По некоторым версиям, базилика св. Климента в Риме также находится на месте дома консула Климента. Очевидно, что Климент был современником двоюродного брата императора Домициана, возможно, тоже христианина, однако, судя по всему, исследователи считают, что это два разных исторических лица: Тит Флавий Климент был консулом в 95 г. (скорее всего, эта должность, как и близость к императору, была несовместима с римским епископством). Живший задолго до разделения церквей, Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями, пользовался широким почитанием на Руси. Ему посвящены значительные храмы в Москве (церковь Климента, папы Римского), Торжке и иных местах. Это связано с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, равноапостольным Кириллом (827–869 гг.), а по некоторым источникам, совместно с братом равноапостольным Мефодием (815–885 гг.) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 г. Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II (867–872 гг.), который по этому случаю устроил небывалое чествование в конце 867 – начале 868 г. Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке, а переведённые книги приказал положить в римских церквах. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей св. Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей св. Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи св. Климента были перенесены в римскую базилику св. Климента. Здесь же был похоронен св. Кирилл, скончавшийся в феврале 869 г. Часть мощей св. Климента была оставлена в Херсонесе, где они покоились в резной 6-тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города киевским князем Владимиром Великим в 988 (или 989) г., мощи св. Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви – первом каменном храме Киевской Руси.

 



 
PR-CY.ru