КЛИМЕНТ I - Страница 4

Автор от лица Римской церкви, обращаясь к Коринфской общине, на протяжении всего сочинения говорит об иерархическом строе церковно-общественной жизни. Текст послания запечатлел весомое доказательство авторитета римского епископа по отношению к другой церковной общине. Папа Климент обращается к христианам Коринфской церкви как начальствующее лицо, желающее навести порядок в их делах, подчёркивая необходимость подчинения коринфской общины своим пресвитерам ссылкой на установленный в мире Божественный порядок: «Посланных от нас, Клавдия Эфеба и Валерия Витона с Фортунатом, немедленно отпустите к нам в мире с радостию, чтобы они скорее известили нас о желаемом и вожделенном для нас мире и согласии вашем, дабы и мы скорее могли порадоваться о вашем благоустройстве». Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована именно Климентом в его первом послании к Коринфянам: «И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства». Своё послание автор заключает пространной молитвой, которая служит первым в истории христианской письменности образцом подобного рода литературного творчества. По свидетельству Евсевия Кесарийского, тест «Послания» пользовался большим авторитетом в III и IV вв. Оно читались на воскресных службах наряду с Евангелием; большинство христианских авторов рассматривало Первое послание как каноническую часть Нового Завета. Несмотря на своё название, по жанру произведение никак не подходит под определение «посланий»: оно является типичной проповедью и, вероятно, первой по времени из сохранившихся христианских гомилий. Исследователи отмечают, что предпосылки возникновения христианского жанра гомилий сложились уже в иудаизме на рубеже новой эры (Филон Александрийский, «Четвёртая книга Маккавейская» и пр.), а его основы заложены в Новом Завете (Нагорная проповедь Христа, проповеди апостолов, частично сохранённые в «Деяниях святых апостолов» и т.д.). Клименту также неправомерно приписывался ряд других сочинений (Второе послание к Коринфянам, двух Посланий к девственницам,  Климентины, Апостольские постановления и правила и др.), признанных впоследствии апокрифами. Исследователи отмечают, что чистота учения и назидательность Второго послания вместе с его древностью были причиной того, что ещё в IV в. оно употреблялось для церковного чтения наравне с Первым посланием Климента. Это свидетельство сохранилось в собрании «правил апостольских», где оно упомянуто в числе книг, назначенных для общего употребления христиан, наряду с Первым посланием Климента и другими священными книгами. Такую честь оно получило и в Александрии, как это показывает кодекс Библии, в котором сохранился его отрывок. В иконографии Климент Римский предстаёт как худощавый юноша  либо мужчина средних лет на фоне якоря и рыбы; иногда к этим изображениям добавляются большой камень, ключи, фонтан или книга. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru