КАРАК - Страница 6

Эллинизация Иерусалимской церкви привела к культурно-языковому отчуждению высшей иерархии от арабской паствы, а политическая нестабильность в Заиорданье осложнила контакты патриархата с местными христианскими общинами. После поездки патриарха Германа в Заиорданье в середине XVI в. никто из православных архиереев долго не посещал регион. Хотя с 1661 г. в источниках периодически упоминается митрополия Петры Аравийской, т.е. Карака (официально титул звучал как «митрополит Петрский, экзарх Третьей Палестины и Каменистой Аравии»), эта кафедра многие десятилетия пустовала. Митрополиты, которые были поставлены на неё, предпочитали оставаться в Иерусалиме, т.к. даже кратковременная поездка в Карак была сопряжена с выплатой большой дани окрестным арабским племенам. Христиане Карака виделись со своими архипастырями только во время паломничества на Пасху в Иерусалим. С конца XVIII в. плато Карак и город находились под контролем племени Маджали. В 1834 г. Карак стал одним из оплотов восстания против власти египетского правителя Мухаммада Али, чьи войска оккупировали Палестину. Сын и военачальник Мухаммада Али Ибрагим-паша осадил Карак и после сдачи крепости казнил большинство её защитников. Христианское население Карака было отправлено в Иерусалим, а город подвергся тотальному разрушению. Значительная часть стен и башен были взорваны. После изгнания египтян из Палестины в 1841 г. Карак был вновь отстроен и заселён. С 1860 гг. османы стали предпринимать усилия по возвращению Заиорданья под своё прямое управление. В 1893 г. знать Карака покорилась власти султана и впустила в город османские войска. Карак стал центром губернаторства (казы), охватывавшего земли Заиорданья. Численность осёдлого населения быстро увеличивалась. Попытки османов ввести в регионе воинскую повинность и разоружить местные племена вызвали в 1910 г. восстание жителей Карака и округи во главе с кланом Маджали. Османский гарнизон был осаждён в цитадели, повстанцы разрушали телеграфные линии и полотно Хиджазской железной дороги. Выступление было жестоко подавлено османскими войсками. Во второй половине XIX в. Карак был далёкой и полузабытой окраиной Иерусалимского патриархата. Этим воспользовались западные миссионеры, которые смогли часть местных христиан обратить в католичество. По настойчивым просьбам православных Карака Петро-Аравийский митрополит Мелетий в 1848 г. восстановил каракскую церковь, в том числе и за счёт пожертвований из России. В начале 1880 гг. в городе было 800 православных христиан. В ходе межплеменных конфликтов часть христиан в 1880–1881 гг. переехали в Мадабу, до того много веков необитаемую. По османской переписи населения 1914 г., в казе Карака было 18 550 мусульман, 1655 православных и 317 католиков латинского обряда. В годы Первой мировой войны боевые действия, развернувшиеся вдоль Хиджазской железной дороги, не затронули Карак. В 1921 г. город вошёл в состав эмирата Трансиордания (с 1949 г. – Иорданское Хашимитское Королевство); в настоящее время является центром одноимённой провинции (мухафазы). Население городской агломерации Карака на 2003 г. составило около 69 тыс. человек, включая значительное количество христиан.



 
PR-CY.ru