КАРАК

КАРАК, Керак, Эль-Карак (от арам. – «город») – город в Иордании, в Средние века – крупный христианский центр, с конца VII в. – кафедра митрополита Петры Аравийской в составе Иерусалимской православной церкви. Расположен на известняковом плоскогорье, на высоте 900 м над юго-восточной оконечностью Мёртвого моря. На одноимённом степном плато Карак в год выпадает 300–350 мм осадков, и оно достаточно плодородно. Помимо благоприятных климатических условий возвышению Карака способствовало выгодное местоположение на так называемой Царской дороге (упоминается в Числ. 20:17; 21:22) – древнем пути, который, по мнению ряда учёных, проходил от Дамаска по Заиорданскому плато до Айлы (ныне Эйлат, Израиль) на Красном море. В Караке от него отходило боковое ответвление на Газу, к Средиземному морю. В поздней Античности Царская дорога совпадала с Новой Траяновой дорогой, в Средние века – с дорогой мусульманского хаджа. Карак был основан на обрывистом утёсе, вытянутом по линии «север-юг» и отделённом от окружающего плато глубокими расселинами. Хотя в Караке сохранились следы обитания человека, относящиеся к раннему бронзовому веку, в начале II тыс. до н.э. городская жизнь в Заиорданье прекратилась и возродилась не раньше XIII в. до н.э., с приходом моавитян. Карак обычно отождествляется с упоминаемыми в Ветхом Завете топонимами Кир-Моав, Кирхарес, Кир-Харешет (4 Цар. 3:25; Ис. 15:1; 16:7, 11; Иер. 48:31, 36). В 1958 г. в Караке была обнаружена надпись, предположительно относящаяся к правлению моавитского царя Меши (конец IX в. до н.э.). В римско-византийский период основным центром округи Карака был Ареополь (Раббат-Моав; ныне Эр-Рабба, в 10 км к северу от Карака), греко-римское поселение, обладавшее статусом полиса (исследователи полагают, что город Кир-Моав в I тыс. до н.э. находился именно здесь). В Ареополе уже в V в. существовала епископская кафедра в составе митрополии Палестины Третьей. Карак отождествляется с известным из источников того времени городом Харахмова (Каракмоба), который изображён на мозаичной карте Святой земли из церкви святого Георгия в Мадабе (вторая половина VI в.). Из епископов города исследователям известны Димитрий, присутствовавший на Иерусалимском Соборе 536 г., и Иоанн, ученик преподобного Стефана Савваита Старшего (ум. в 794 г.). Хотя в Караке исследователи не обнаружили керамического материала византийского и омейядского времени, на существование поселения указывают десятки надгробных стел, главным образом, VI в. (43 датированных надгробия относятся к 375–661 гг.). Личные имена погребённых свидетельствуют об арабском происхождении большинства жителей провинции Палестина Третья. В сентябре 629 г. в 10 км к югу от Карака, у Муты, произошло первое столкновение византийцев с мусульманами: один из гассанидских вождей, союзников Византии, нанёс поражение отряду мусульман, в битве пало несколько сподвижников Мухаммада. В 634–635 гг. плато было быстро завоёвано мусульманами. Археологических следов грабежей и разрушений исследователи не обнаружили. В раннеарабскую эпоху Карак не упоминается в арабских источниках. Прилегающие территории входили в район Мааб провинции (джунда) Димашк. На мозаиках VIII в. церквей в Маине и Умм-эр-Расасе сохранились изображения Харахмовы в ряду прочих городов региона. Мозаичная надпись 687 г. из церкви Эр-Раббы свидетельствует о перенесении в этот город из Петры кафедры митрополита Палестины Третьей.

 



 
PR-CY.ru