КАИАФА - Страница 4

На длинной стороне оссуария выбита надпись: «Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы, священников Маазия из Бет-Имри». Надпись даёт исследователям очень ценную информацию. Из надписи следует, что Каиафа действительно был священником, происходил из священнической семьи Маазии, упомянутой в Священном Писании (24-й священнический род в череде храмового служения, 1 Пар. 24:18; Неем. 10:8). Бет-Имри – название населённого пункта. Исследователи полагают, что семья переселилась в Иерусалим, однако родовое имение их находилось в Бет-Имри. Точное местоположение Бет-Имри не установлено. Изображения Каиафы известны исследователям в циклах Страстей Христовых. Отдельные сцены и циклы Страстей появляются в христианском искусстве в IV в. на рельефах саркофагов, которые в связи с тематикой изображений получили название «Страстные», а также на резных пластинах слоновой кости, украшающих реликварии. К одному из наиболее ранних примеров изображения Каиафы исследователи относят сцену «Христос перед синедрионом» на крышке реликвария (липсанотеки) из музея в Брешиа (IV в.). Сцена входит в цикл из шести композиций, которые располагаются двумя регистрами, и помещена в нижнем регистре рядом со сценой «Приведение к Пилату. Пилат умывает руки». В левой части композиции изображены сидящие на троне два первосвященника, один из них указывает перстом на Иисуса Христа, Которого держат двое слуг. Хотя облачения иудейских первосвященников подробно описаны в Библии (Исх. 28), в христианском искусстве им не следуют буквально. Первосвященники на крышке реликвария изображены безбородыми, с короткими вьющимися волосами, одетыми в длинные одежды (хитоны и гиматии). Следующий по времени пример – рельеф деревянных дверей церкви Санта-Сабина в Риме (около 430 г.), где представлена композиция «Иисус Христос перед Каиафой». Сцена вырезана на небольшой прямоугольной панели и расположена в нижней части правой створки. Первосвященник изображён один, он сидит на троне или стуле с гнутыми ножками, поставленном на возвышении. Справа к нему подводят Иисуса Христа в сопровождении пяти человек, один из которых держит меч. Каиафа представлен безбородым, он в длинном хитоне, поверх которого надет плащ, застёгнутый на плече круглой фибулой. На голове круглая шапка с околышем, её верх имеет складки наподобие чалмы или тюрбана – это кидар, головной убор иудейских первосвященников. В подробном Страстном цикле мозаик южной стены базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI в.) Каиафа изображён несколько раз в сценах «Иисуса Христа ведут к Каиафе», «Иисус Христос перед Каиафой и советом старейшин (синедрионом)», «Иуда возвращает сребреники», «Приведение Иисуса Христа к Пилату» и «Шествие на Голгофу». Во всех композициях Каиафа предстаёт седовласым старцем с непокрытой головой, у него длинные волосы и средней длины борода. Он активно жестикулирует, указывая на Иисуса Христа. Одет в белый плащ, отороченный тёмной каймой и застёгнутый на груди круглой фибулой с драгоценными камнями (стилизованное изображение иудейского первосвященнического наперсника), и в короткий, до колен, белый хитон с клавами. В сцене «Возвращение Иудой сребреников» на миниатюре из Россанского Евангелия (кафедральный собор, Россано, VI в.) Каиафа представлен вместе с первосвященником Анной. Они сидят на троне, поставленном на возвышении под балдахином на четырёх колоннах. Каиафа отвернулся и выставил вперёд руки, отказываясь взять сребреники обратно.

 



 
PR-CY.ru