КАИАФА - Страница 3

Помимо Евангелий в Новом Завете Каиафа упомянут только в Деян. 4:6. Здесь Каиафа вновь назван после «первосвященника» Анны, и о нём говорится наряду с прочими представителями «первосвященнического рода». Каиафа выступает здесь одним из противников проповеди апостолов. Образ Каиафы лишён конкретных черт. В 1990 г., во время проведения строительных работ, на южной окраине Иерусалима была обнаружена высеченная в скальной породе гробница, характерная для захоронений I в. н.э.: с погребальной камерой размером 2,60×3,45 м и четырьмя небольшими нишами для размещения оссуариев (костниц). Здесь найдены шесть целых оссуариев, частично сдвинутых со своих мест, и множество обломков костных ящиков, разбросанных в беспорядке. Кроме этого в погребальной камере археологи нашли много керамической посуды I в. н.э., характерной для иудейских захоронений эпохи (кухонные горшки, масляные светильники, бутылочки для благовоний), большей частью разбитой, и стеклянную бутылочку для благовоний. Исследователи полагают, что гробница была разграблена ещё в древности: среди керамических находок зарегистрировано несколько византийских типов. Некоторые оссуарии украшены рельефами со стилизованными изображениями колонн, с зигзагообразным орнаментом и розеттами в круге. Часть костниц надписана беглым курсивным письмом, на древнееврейском или арамейском языке. На оссуарии, декорированном особенно сложным рельефом, дважды (на длинной и короткой сторонах костного ящика) нацарапано имя погребённого: «Иосеф бар Каиафа». Надписи на других оссуариях несомненно указывают на принадлежность погребённых к одному семейству: «Мириам, дочь Симеона», «мир». В общей сложности в гробнице обнаружены останки 63 человек. Кости находились только в шести оссуариях, причём в каждом были упокоены останки нескольких человек. Так, в оссуарии с именем «Иосифа Каиафы» найдены останки мужчины 60-летнего возраста, женщины и ещё нескольких детей и подростков. Антропологический анализ костных останков выявил чрезвычайно высокий уровень детской и подростковой смертности. Исследователи объясняют это голодом, вызванным засухами 41–48 гг. н.э. Исследователи полагают, что высокий социальный статус семьи первосвященников не уберёг их от голода. В одном из черепов найдена мелкая иудейская монета чекана царя Агриппы I Ирода (42/43 г. н.э.). По мнению исследователей, это отражает распространённое и в древней Иудее эллинистическое представление о посмертной «плате Харону». Около двух десятков подобных находок сделано в иудейских захоронениях Иерусалима и Иерихона, однако обнаружение подобной монеты в гробнице рода первосвященников указывает на высокий уровень эллинизации семейства. Дополнительные сведения по истории семьи Каиафы были получены благодаря найденному в 2011 г. оссуарию Мириам, внучки новозаветного первосвященника. Оссуарий конфискован у чёрных копателей, и точное место его обнаружения исследователям неизвестно (предположительно долина Ха-Эла («долина дуба», 1 Цар. 17:2, 19), в предгорье Иудейских гор). Оссуарий был подвергнут тщательным лабораторным проверкам и признан неподдельным. По осторожному предположению исследователей, находку следует датировать периодом между антиримскими восстаниями (70–135 гг.): декоративный рельеф на оссуарии выполнен небрежно, а вместе с ним найдены два масляных светильника того времени.

 



 
PR-CY.ru