КАЗАКОВ (Козаков) Матвей Фёдорович - Страница 12

В целом изменения первоначального проекта были незначительными. М.Ф. Казаков придал башням более строгий классический вид, а также привнёс некоторые «псевдорусские» декоративные мотивы. Новшеством была торжественная изогнутая лестница на второй этаж. Исследователи полагают, что М.Ф. Казаков создал также классицистический интерьер церкви с полуциркульной заалтарной колоннадой. После ухода В.И. Баженова М.Ф. Казаков фактически стал первым по статусу архитектором Москвы. В 1780–1790 гг. он активно работал: по его проектам и под его собственным или его учеников наблюдением одновременно строились десятки объектов. В 1788–1793 гг. возводилась церковь Вознесения на Гороховом поле; с большой долей уверенности исследователи утверждают, что автором проекта был либо М.Ф. Казаков, либо кто-то из его учеников. Мощная двухъярусная ротонда, окружённая в нижнем ярусе белокаменной ионической колоннадой с пышными барочными капителями, соединена с низкой трапезной в форме прямоугольника со скруглёнными углами. На западе трёхчастную осевую композицию церкви замыкает высокая трёхъярусная колокольня со шпилем. По мнению исследователей, этот храм является как бы живым средоточием тех архитектурных поисков, которые велись в конце XVIII в. в московской архитектурной среде. Результаты этих поисков зафиксированы в так называемом смешанном альбоме М.Ф. Казакова, где были собраны разнообразные проекты храмов (опубликован Николаем Феодосьевичем Гуляницким; предварительный проект церкви Вознесения представлен в альбоме). Главной архитектурной темой большинства проектов была цель соединить в единой композиции идеальное центрическое сооружение и продольно-осевую схему приходской церкви, состоявшей из летнего храма, зимней трапезной с приделами и колокольни. Задача соединения идеального с прагматическим была очень характерна для московского зодчества в целом и для творчества М.Ф. Казакова в частности. В зодчестве Москвы, а также в провинциальной архитектуре центрального региона на рубеже XVIII и XIX вв. особенно широко распространились подобные типы культовых построек. Зарождение своеобразной типологии таких зданий, совмещавших в себе ротонду с продольно-осевой композицией, связывают одновременно с творчеством В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, подчас отождествляя работы этих зодчих. Проекты церквей такого рода, сохранившиеся в казаковских альбомах, если и не принадлежали М.Ф. Казакову, то могли быть выполнены учениками зодчего или учениками его учеников. Из московских построек наиболее значимыми в этом ряду исследователи считают церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке, перестроенная В.И. Баженовым из старой (1783–1790 гг.) и церковь во имя Спаса на Глинищах (1776–1782 гг., не сохранилась), безосновательно, по мнению исследователей, приписанная В.В. Баженову.

 



 
PR-CY.ru