КОНКУБИНАТ - Страница 5

Император Константин I Великий, как полагают исследователи, под влиянием христианского вероучения, запретил в 326 г. женатым мужчинам состоять в связи с конкубиной. Установление этого запрета означает, что раньше подобные отношения считались допустимыми (конкубина женатого мужчины именовалась paelex). Какие-либо законодательные ограничения числа конкубин в классическую эпоху у исследователей отсутствуют; напротив, есть свидетельства допустимости связи с несколькими конкубинами одновременно (concubinae cum ululatu et clamore concurrunt; однако П. Майер считал, что конкубинат имел характер моногамного союза). При императоре Юстиниане I Великом узаконить детей от конкубины можно было тремя способами: через последующее вступление с ней в брак, получение рескрипта императора (rescriptum principis), а также путём предоставления сыну от конкубины достаточных средств, чтобы он стал членом городской курии, декурионом, или же наделения дочери от конкубины таким приданым, чтобы она могла вступить в брак с декурионом (oblationem curiae). Конкубинат как форма признаваемого законом внебрачного сожительства в византийском праве присутствует в «Номоканоне XIV титулов». В «Эклоге» имущественные права конкубины получают законодательную защиту: если сожитель изгоняет бездетную конкубину без всякой законной причины, он обязан выделить ей четвёртую часть своего имущества в качестве возмещения. В «Василиках» были частично реципированы нормы законодательства императора Юстиниана I Великого о конкубинате. Сохранилось различие между конкубинатом как внебрачным моногамным сожительством и внебрачными связями; дети от конкубины наследовали отцу в отличие от других незаконнорождённых детей, прижитых вне брака, которые наследовали только матери и родственникам по материнской линии. Конкубинат был законодательно отменён императором Львом VI Мудрым (886–912 гг.). В Новелле 91 император запретил конкубинат, чтобы привести законодательство в соответствие с установлениями христианской веры. В «Прохироне» воспроизводится интерполированная новелла императора Льва VI от 907 г.: в первой части новеллы содержится запрет четвёртого брака, а во второй части император вводит запрет сожительства с конкубиной. Проживающий с конкубиной обязан вступить с ней в брак в соответствии с «буквой закона» или же изгнать её и взять себе в жёны подходящую женщину. Вопреки прежде принятой точки зрения (Карл ЭдуардЦахарие фон Лингенталь, П. Майер) конкубинат продолжил существование и после законодательного запрета императора Льва VI Мудрого. Согласно свидетельству архиепископа Охридского Димитрия II Хоматиана, в Эпире в XIII в. конкубинат был достаточно известным явлением и затрагивал различные социальные слои. В большинстве случаев предметом судебного разбирательства становились наследственные права детей, рождённых в такого рода союзах. Архиепископ Димитрий Хоматиан не упоминает и не применяет законодательство императора Льва VI Мудрого, запрещающее конкубинат, но руководствуется нормами, зафиксированными в «Василиках». Конкубинатом он, как правило, называет длительный моногамный внебрачный союз. Этот союз имел правовые последствия, касавшиеся, в первую очередь, прав конкубины и её детей на имущество «супруга» и отца.



 
PR-CY.ru