КУРОСАВА Акира - Страница 5

Более поздние произведения: фильм «Сны» (1990 г.) имеет изысканный видеоряд и состоит из восьми небольших новелл, затрагивающих взаимоотношения человека с окружающим миром, и фильм «Августовская родня» (1991 г.), который посвящён теме памяти об атомной бомбардировке Нагасаки и отношению разных поколений к этому событию. В 1993 г. Акира Куросава снял свой последний фильм – «Ещё нет». Фильм переносит зрителя во времена Второй мировой войны и рассказывает о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского профессора, академика и писателя Хаккэна Утиды (1889–1971 гг.) и завязан на отношениях студентов и их бывшего преподавателя. В начале фильма профессор немецкого языка принимает решение оставить преподавание, чтобы целиком сосредоточиться на занятии литературой, т.к. его книги начали приносить доход. Как он сам признаётся, ему нравится преподавать, но «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Это происходит незадолго до начала Второй  мировой войны. Основной темой фильма являются его отношения с бывшими учениками, которые продолжают о нём заботиться, считая его «чистым золотом – настоящим профессором». Профессор терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться только его бывшие студенты. Более того, они организуют ежегодный праздник «Ещё нет», посвящённый дню рождения профессора. Название праздника означает, что профессор всё ещё жив и не готов уйти в мир иной, и содержит аллюзию на игру в прятки. Последней работой Акиры Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя» (в этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера). Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото. Куросава скончался 6 сентября 1998 г. от инсульта в токийском районе Сэтагая в возрасте 88 лет. Похоронен в Камакуре при храме Анъё-ин. В 1994 г. Акира Куросава был удостоен премии Киото. Почётный гражданин Токио (1996 г.). С 2004 г. на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом». Фильмы Акиры Куросавы также оказали огромное влияние на западное кино, особенно на истинно американский жанр – вестерн. Например, американский фильм «Великолепная семёрка», в которой снимались многие звёзды мирового кино, был переработкой «Семи самураев», а первый спагетти-вестерн Серджо Леоне, созданный при сотрудничестве с Клинтом Иствудом, «За пригоршню долларов» был не только сделан на основе «Телохранителя», но временами просто кадр за кадром повторял его. Даже фильмы 1990 гг., рассказывающие о периоде Великой депрессии и гангстерах, такие как «Перекрёсток Миллера» и «Герой-одиночка», созданные на основе произведений Дэшиела Хэммета, временами напоминают о том, что визуальным воздействием, структурой и тематикой они обязаны оригинальным фильмам гениального японского режиссёра. В 1964 г. шедевр Акиры Куросавы «Расёмон» был взят за основу голливудского фильма «Надругательство». В более поздние годы жизни Акира Куросава дружил с такими американскими кинодеятелями, как Мартин Скорсезе, который сыграл Винсента ван Гога в его фильме «Сны Акиры Куросавы», и Стивен Спилберг. С 20 по 22 июня 2010 г. в рамках XXXII Московского международного кинофестиваля была проведена международная научная конференция «Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры», посвящённая столетию со дня рождения Акиры Куросавы.



 
PR-CY.ru