КРИПТА - Страница 4

В южных славянских землях исследователи встречают переходные сооружения от погребального подклета к крипте – такой тип образуют двухэтажные церкви-костницы. В архитектуре Древней Руси крипты встречаются как исключения и, как полагают исследователи, всегда связаны либо с византийским, либо с западноевропейским влиянием. Примерами служат расположенный на территории Черниговского детинца храм с полуподземной погребальной палатой и храм с криптой в Бельчицком монастыре в Полоцке (оба XII в.). По крайней мере, с XVI в. в Московском государстве появляется собственная версия решения погребального пространства, которая отвечала потребности верующих быть похороненными в храме и позволяла избежать заполнения наоса надгробными памятниками. Умножившиеся подклеты соборов (особенно монастырских), в той или иной мере заглублённые в землю, в XVI–XVII вв. часто служили кладбищами; они образуют прямую параллель с европейскими криптами, однако в православной традиции этот термин к ним не применяют (некрополь боярского рода Романовых в соборе Новоспасского монастыря; подклет собора в Новодевичьем монастыре в Москве, подклет собора Покровского монастыря в Суздале и др.). Важность крипты как мистически выраженной части христианского храма вызвала особое отношение к формированию её пространства. В ней помещался художественно оформленный реликварий или каменный гроб с мощами (рака), а в погребальных криптах – целые серии саркофагов, иногда резных, расписных, снабжённых надписями. Даже в очень простых и почти лишённых декора церквах крипты стремились украсить, в том числе используя сполии. И в западно-, и в восточно-христианских традициях крипты расписывали и украшали мозаиками; капители столбов, как правило, были резными. В крипте, как нигде, исследователи видят достаточно прямолинейные попытки отразить в архитектуре богословскую символику, например, в епископстве Утрехт в Нижней Лотарингии возник оригинальный тип символической планировки крипты, при котором количество стволов опор увеличили с запада на восток (4, 8 и 16). Крипта предоставляла также исключительные возможности для творчества, выходившие далеко за пределы традиционных областей искусства: из затопленной крипты церкви Сан-Пьетро-Маджоре в Равенне с остатками мозаичного пола Х в. францисканцы устроили подобие аквариума, где плавают золотые рыбки. По тем же причинам в XVIII–XIX вв., в эпоху «готического оживления» и романтического искусства, крипта стала одним из символов Средневековья; её экзотические архитектурные формы часто описывали в литературе, воспроизводили в живописи и театральных декорациях, наполняя новым мистическим содержанием. В качестве погребальных склепов крипты с тех пор охотно строят на кладбищах, под соборами и храмами (включая династические королевские и небольшие частные, «семейные крипты»). В эпоху Ренессанса и в Новое время крипты постепенно стали использоваться в качестве музейных пространств. В них устраивают открытые для посещения ризницы, где выставляют церковные реликвии и драгоценности, а также формируют археологические экспозиции. Музейные крипты в последние годы стремятся устраивать и в православных храмах, особенно там, где восстанавливают разрушенные в годы воинствующего атеизма церкви, после предварительных раскопок (см. ст. московский Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь в Москве) и восстановления некрополей (подклет собора Новоспасского монастыря).



 
PR-CY.ru