КРИПТА

КРИПТА (лат. «crypta» – «скрытый, укромный») – сводчатое помещение, устроенное ниже основного уровня храма, часто целиком подземное; один из самых характерных для архитектуры европейских церквей романского периода элементов, может заключать в себе почитаемую гробницу или быть вместилищем иных, в том числе вторичных, реликвий (как правило, крипта также служила местом для захоронений). При создании программных базилик: апостола Петра в Ватикане (около 320 – 330 гг.), апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела (IX в.), Николая Чудотворца в Бари (1087–1105 гг.) расположение и форма их крипт определены местом почитаемых останков. Базилика апостола Петра времени равноапостольного императора Константина Великого поставлена так, что её апсида охватила предполагаемую могилу апостола Петра, которую верующие могли видеть сквозь решётчатое окно-фенестреллу. Алтарь базилики Сант-Амброджо в Милане (IV, XI–XII вв.) стоит точно над мощами мучеников Гервасия и Протасия, рядом с которыми был погребён святитель Амвросий, епископ Медиоланский. Мавзолей мученика Анастасия в Салоне (IV в.) был двухэтажным, тело мученика погребено под апсидой, захоронения ктиторов – в остальной части крипты. Местоположение первоначальной крипты сохраняли при расширении или перестройке здания. С ростом почитания мощей и включения их в литургию главная функция (хранить мощи, обеспечивая доступ к ним паломников) ранней крипты (до XI в.) распространилась на другие части церкви, а крипты стали использовать как придельные храмы, часовни и кладбища. При этом их размеры постоянно увеличивались, иногда крипты занимали всё пространство под восточной частью церкви (крипта собора в Кентербери) и даже выходили за его пределы. Исследователям известно несколько типов крипты: простой, или конфессио (confessio – палатка-реликварий), кольцевой, внешний, приподнятый и др. Простые раннехристианские крипты IV–VI вв. хорошо изучены в Северной Африке, в том числе в алжирской Джемиле. Базилика в Эш-Шелиффе (Шлефе, Алжир, основана в 324 г.) имела маленькую крипту под апсидой; в церкви 434–439 гг. в пригороде Алжира Айн-Бениан подобная крипта соединена с могилой мученика окном-фенестреллой. В конце VI в. описания крипты в Галлии исследователи встречают у епископа Турского Григория. Сохранилась крипта церкви Сент-Этьен в Деоле (департамент Эндр, Франция), состоящая из двух помещений, так же как ранние крипты английских церквей, построенные Вильфридом, епископом Йоркским, в Рипоне (графство Норт-Йоркшир) и Хексеме (графство Нортамберленд) в конце VII – начале VIII вв. В землях франков крипты появились около середины VIII в. в ходе романизации, а в Западной Европе в целом распространились в эпоху императора Карла Великого (известные исследователям примеры – крипты соборов в Дижоне и Турне, Бургундия). Простейшие крипты обычно располагались под алтарной частью, ниже её уровня (церковь Сен-Жермен-л'Осеруа, Париж, IX в.), были тесными, в них вели крутые ступени. Иногда крипты были доступны только священникам, в ряде случаев для них строили отдельную лестницу. В базилике апостола Петра в Ватикане при папе Григории I Великом (590–604 гг.) крипту разделили на два уровня, приподняв зону алтаря над конфессио с гробницей апостола Петра. В крипте устроили частично заглублённый сводчатый подковообразный ход вдоль внутренней стены апсиды, от которого по оси собора к центру алтарного полукружия вёл дополнительный проход. Паломники, увидев гробницу апостола Петра, возвращались тем же проходом в кольцевой обход (аннуляр).

 



 
PR-CY.ru