КРИПТА - Страница 3

Внешние крипты активно строили до второй половины XI в. В то время на их облик оказал заметное влияние романский стиль. Сложная, самостоятельная архитектурная композиция внешних крипт с двумя уровнями усиливает устойчивую черту всех крипт – конструктивную независимость от храма. С конца XI в. крипты стали утрачивать функцию хранения мощей, поскольку ещё в Х в. церковь признала возможность помещать мощи непосредственно в основном объёме храма, чему способствовала волна паломнического движения эпохи Крестовых походов. Однако крипта осталась важным элементом церкви, т.к. в ней устраивали придел, что позволяло ежедневно совершать дополнительные богослужения. Крипты становились крупнее, их пространство – единым, зальным. Одна из самых больших подобных крипт размещена под восточным рукавом и трансептом Шпайерского собора (около 1030 – 1061 гг.). Она украшена множеством колонн с капителями. Ей близка крипта собора в Кентербери (1090–1130 гг.). Для литургических целей крипты использовали вплоть до XII в. В XI–XII вв. в Южной Европе (Италия, Германия) получил распространение тип приподнятых внутренних крипт. Их размещали в алтарной части и слегка заглубляли, а главный алтарь, к которому вели ступени, поднимали над наосом (церковь архангела Михаила в Хильдесхайме, XI в., Германия). Приподнятые крипты часто сливаются с наосом (церковь Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, крипта – 1038–1057 гг.; собор Модены, 1099–1106 гг.; церковь Сан-Дзено в Вероне, около 1122 г.; собор Пармы, середина XII в.). К концу XII в. крипты строили реже, в готических храмах функция хранилища мощей перешла к хору (который в церквах этого времени расширяют или строят заново). Крипты всё чаще стали использовать для погребений. В Новое время крипта утратила литургическую функцию, однако исследователям известны исключения. Маленькая круглая крипта Темпьетто Донато Браманте в клуатре римского монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502 г.) построена на месте мученичества апостола Петра, чьи реликвии видны через окно-фенестреллу в полу (по мнению исследователей, как напоминание об эпохе раннего христианства). Связь крипты с храмами раннехристианского и особенно романского периодов определила возврат к этой архитектурной форме в конце XVI в., в период Контрреформации. Погребальные функции крипты позволили ей сохраниться в Новое время (собор святого Павла в Лондоне архитектора Кристофера Рена имеет крипта под пространством всего храма) вплоть до ХХ в. В архитектуре Византии крипты не столь многочисленны, а главное, они не получили того же значения, что в западной традиции, и могут называться криптами лишь условно. Так, в известнейшем центре паломничества, базилике великомученика Димитрия в Фессалонике (V–VI вв.), главным объектом почитания был свободно стоявший в наосе киворий, а не крипта, помещавшаяся вблизи терм, где пострадал великомученик Димитрий. В средневизантийский период погребальные крипты исследователи встречают чаще, что отражает влияние романской архитектуры. Широко известны крипты кафоликона монастыря Осиос Лукас (1020 гг.), костница Бачковского монастыря Болгарии (конец XI – начало XII вв.), крипта Хиландарского монастыря на Афоне (XII в.) и др. В архитектурном отношении это, как правило, простые сводчатые субструкции, служившие выравнивающей платформой, которая необходима при строительстве в гористой местности. Часто они имели только конструктивное назначение (церковь в Асеновой крепости, Болгария) и лишь с течением времени становились погребальными помещениями, нередко украшенными росписью или другим декором. Так, в крипте монастыря преподобного Иоанна Студита в Константинополе (VI в.) были погребены монахи времени Латинского королевства, в нижнем этаже церкви монастыря Мирелейон (Константинополь, Х в., современная мечеть Бодрум-джами) погребения устраивали только в XIV в.

 



 
PR-CY.ru