КРИПТА - Страница 2

Таким образом было обеспечено круговое движение паломников, исключавшее встречу разнонаправленных потоков. Крипту в базилике апостола Петра исследователи считают прообразом всех сводчатых, круглых в плане крипты, которые были широко распространены в VIII–IX вв., это крипты в церквах Сан-Кризогоно в Риме (731–741 гг.), Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (IX в.), в Зелигенштадте (831–840 гг.), в Вердене (район Эссена; после 809 г.). В огромной каролингской церкви монастыря Санкт-Галлен (около 820 г.) центральные ступени между хором и алтарём вели вниз в конфессио, к саркофагу святого Галла, где монахи уединялись для молитвы, в то время как паломники обходили крипту по коридору и могли посмотреть на святыню через небольшое отверстие. Впоследствии в Западной Европе были выработаны и другие способы сочетания пространства главного алтаря с криптой, позволявшие сохранить открытым доступ к святыням и одновременно видеть престол. Во Франции романский амбулаторий (круговой обход вокруг алтаря, позже с радиальными часовнями, «венцом капелл») был сперва опробован на криптах, которые представляли собой сводчатый зал с апсидой, ограниченной проходами по краям; от амбулатория расходились капеллы (иногда в два уровня). В эпоху Каролингов крипту с кольцевым обходом дополнил новый тип – внешняя крипта. Его основу составляет обычное конфессио, но помещённое вне стен храма и соединённое с ним коридором или проёмом в стене. Простейший сохранившийся до наших дней образец внешней крипты представлен в церкви Всех святых в Бриксуэрте (VIII в.): стандартный кольцевой обход охватывает апсиду с внешней стороны, а спуск в него расположен с обеих сторон апсиды. Так же (по обеим сторонам от апсиды) устроены спуски внешней крипты (832 г.) базилики Сен-Дени. Поскольку число капелл в криптах стремились максимально увеличить, то от них стали отводить сводчатые коридоры за пределы восточной апсиды. Эти коридоры заканчивались сводчатыми же внешними криптами (иногда с куполом), разнообразными в плане (круглыми, многоугольными, крестовидными, прямоугольными). Восточную внешнюю крипту стали называть «Богородичной капеллой» (особенно в Англии): её обычно посвящали Деве Марии. Под влиянием изменений в литургической практике внешние крипты быстро укрупнялись, обрастали множеством небольших ораториев и проходов, охватывали более древние конфессио, в которых хранились особо почитаемые святыни. В 836 г. восточная часть храма церкви Сен-Филибер-де-Гран-Льё (департамент Атлантическая Луара, 810 гг.) перестроили, окружив подземным коридором с рядом открывавшихся в него апсид и положив в крипту мощи святого Филиберта. Внешние крипты увеличивали не только в ширину: постепенно некоторые крипты приобрели второй (тоже заглублённый) сводчатый зал. Верхний зал (крипта – superiores) чётко отделялся от нижнего (крипта – inferiores). Этот новый тип крипты нашёл отражение в уставе бенедиктинского аббатства Горце (Горз, Лотарингия), монахи которого в середине Х в. ввели более сложный порядок богослужения. Согласно Уставу, во внешней двухуровневой крипте исполняли литургические драмы «Распятие», «Положение во Гроб», «Воскресение». Древнейший пример устройства крипты нового типа – церковь бывшего аббатства святителя Максимина, епископа Трирского, в Трире (освящена в 952 г.), известная благодаря археологическим раскопкам и по гравюре XVII в. Её верхняя сводчатая крипта разделена аркадой на три нефа, нижняя – на пять нефов. Список малых (придельных) алтарей церкви святителя Максимина показывает исследователям, что к середине Х в. алтарь, посвящённый Спасителю, тоже переместили из западной части храма во внешнюю крипту.

 



 
PR-CY.ru