КЕДМОН - Страница 4

Начало почитания Кедмона как святого связано с включением его имени во второе издание «Английского мартиролога» («The English Martyrologe». Saint-Omer, 1640 г.) английского католического священника Джона Уилсона (около 1575 – около 1645 гг.), который жил в изгнании на континенте и управлял типографией при коллегии английских иезуитов в Сент-Омере. Дж. Уилсон поместил рассказ о Кедмоне под 11 февраля, но исследователям неизвестно, на каком основании. В календаре из монастыря Уитби (конец XIV – начале XV вв.) имени Кедмоне нет. Исследователи полагают, что Дж. Уилсон выбрал эту дату как близкую к дням памяти других святых, связанных с Уитби, – Эльфледы (8 февраля) и Трумвине (10 февраля). Из книги Дж. Уилсона сведения о Кедмоне как о святом были заимствованы другими авторами, в том числе болландистами, которые включили описание его жизни (полностью взятое из сочинения Беды Достопочтенного) в «Acta Sanctorum». Благодаря этому представление о Кедмоне как о святом получило широкое распространение. Фигура Кедмона как первого известного по имени английского поэта вызвала интерес в XVII в. в связи с началом изучения древнеанглийского языка и литературы. Около 1651 г. один из зачинателей германской филологии Франсуа Юниус (1591–1677 гг.) получил от архиепископа Арма Джеймса Ашера (1625–1656 гг.) рукопись со стихами на древнеанглийском языке (так называемый Codex Junius; конец X или первая половина XI вв.). Поэтические произведения не имели заглавий, но были выделены четыре или пять отдельных поэм: «Бытие» (иногда две его части исследователи рассматривают как самостоятельные поэмы), «Исход», «Даниил», «Христос и Сатана». Ф. Юниус обратил внимание на сходство содержания рукописи с упомянутыми Бедой Достопочтенным сочинениями Кедмона и предположил, что тот является их автором. В 1655 г. Ф. Юниус опубликовал в Амстердаме содержание рукописи под заглавием «Поэтические переложения монаха Кэдмона» («Caedmonis monachi paraphrasis poetica»). Однако позднейшие исследования продемонстрировали значительные стилистические различия между отдельными поэмами. Кроме того, было установлено, что поэма «Бытие (B)» в значительной мере основана на континентальных саксонских произведениях. В настоящее время Кедмон не признаётся автором ни одной из поэм в Codex Junius. Вместе с тем иногда говорят в широком смысле о «кэдмоновской» традиции в древнеанглийской религиозной поэзии. Исследователи не исключают, что в создании или записи саксонских поэтических произведений на библейские сюжеты («Хелианд» и др.) сыграли важную роль англосаксонские миссионеры, знакомые с аналогичной литературной традицией у себя на родине.



 
PR-CY.ru