КЕДМОН - Страница 2

Согласно Беде Достопочтенному, Кедмон, проснувшись, вспомнил гимн, который пел во сне, и стал слагать новые стихи. О случившемся он рассказал некоему «управителю» («ad uilicum, qui sibi praeerat»), тот отвёл Кедмона к аббатисе. Имя настоятельницы не названо, но, поскольку предыдущая глава «Церковной истории» представляет собой жизнеописание святой Хильды, исследователи обычно считали, что речь идёт именно о ней. Однако исследователи не могут исключать, что поэтический дар Кедмона проявился уже при преемнице Хильды, аббатисе Эльфледе (ум. в 713/714 г.), а Беда Достопочтенный пытался создать у читателя впечатление о знакомстве поэта со святой Хильдой и тем самым подчеркнуть её заслуги как христианской просветительницы Нортумбрии. Кедмон предстал перед «учёными мужами» («doctoribus uiris»), рассказал им о сне и исполнил сочинённые им стихи. Кедмону прочли текст, касавшийся Священной истории или вероучения (sacrae historiae siue doctrinae sermonem), и попросили изложить его в стихах, что он на следующее утро и сделал. Аббатиса, убедившись в божественном происхождении дара Кедмона, побудила его принять монашеский постриг в Стренескальке. Беда Достопочтенный описывает творческий процесс Кедмона, который оставался неграмотным: поэту рассказывали тот или иной сюжет, он запоминал услышанное, обдумывал (букв. – «пережёвывал как чистое животное, жующее жвачку») и затем создавал поэтическое переложение. Исследователи отмечают, что это место в тексте Беды Достопочтенного содержит несомненные параллели с рассказом в «Церковной истории» Руфина Аквилейского об александрийском богослове IV в. Дидиме Слепце, который на слух запоминал Священное Писание, а потом диктовал свои сочинения. Согласно Беде Достопочтенному, Кедмон описал в стихах наиболее значимые события Ветхого и Нового Заветов: Сотворение мира, Исход народа Израиля из Египта, Воплощение, Страсти и Воскресение Иисуса Христа, сошествие Святого Духа на апостолов и их проповедь, предстоящий Страшный Суд, муки ада и радости Царствия Небесного. Сочинения Кедмона были особой формой проповеди; по словам Беды Достопочтенного, они «во многих зажгли презрение к миру и жажду небесной жизни». Исследователи отмечают сходство изложенной Бедой Достопочтенным тематики сочинений Кедмона со схемой катехетического наставления (narratio), представленной, в частности, в сочинении Августина Блаженного «Об обучении оглашаемых» («De catechizandis rudibus»). Беда Достопочтенный утверждал, что впоследствии многие англы сочиняли стихи религиозного содержания, но никто не мог сравниться с Кедмоном, чей дар имел божественное происхождение (в этом месте текста Беда Достопочтенный дал отсылку к Гал. 1:1).

 



 
PR-CY.ru