КЕДМОН - Страница 3

Кедмон вёл праведную жизнь и смиренно соблюдал монашеский устав. Он был наделён даром предвидения своей смерти и перед кончиной принял Святые Дары. О кончине Кедмона нет достоверных сведений; на основании косвенных указаний Беды Достопочтенного её датируют временем между 679 и 684 гг., хотя, по мнению исследователей, возможна и более поздняя датировка. Повествуя о Кедмоне, Беда Достопочтенный явно находился под влиянием устной традиции: вопреки обычной практике он не приводит имена своих информаторов. Исследователи обнаружили многочисленные параллели к рассказу о Кедмоне из античной и средневековой литературы (Гесиод, пророк Мухаммад, исландский скальд Халльбьёрн и др.), фольклора разных народов, включая племена Северной Америки и Океании. Наиболее близкую параллель исследователи видят в широко распространённом в ирландском и шотландском фольклоре сюжете о человеке, не умевшем рассказывать истории. Несомненное сходство с историей Кедмона, по мнению исследователей, обнаруживает латинский текст о некоем саксонском поэте, который жил при франкском императоре Людовике Благочестивом (813–840 гг.) и написал поэму на библейский сюжет (исследователи полагают, что имеется в виду записанная в IX в. древнесаксонская поэма «Хелианд»). Однако текст поэмы известен исследователям лишь по публикации XVI в., и часть, имеющая параллели с «Церковной историей» Беды Достопочтенного, скорее всего, как полагают исследователи, представляет собой подделку эпохи раннего Нового времени. Несмотря на то что Беда Достопочтенный высоко оценивал благочестивый образ жизни Кедмона и связывал с ним, по крайней мере, два чуда (обретение поэтического дара и предвидение кончины), он не называл его святым. От англосаксонского времени не сохранилось свидетельств почитания Кедмона. Его имени нет в мартирологах, календарях и списках мест упокоения святых. Лишь в текстах XII в. появились косвенные указания на его возможное почитание. Уильям из Малмсбери в «Деяниях английских епископов» (первая версия закончена около 1125 г.) сообщает о «недавно» («nouiter») состоявшемся в Уитби обретении мощей нескольких святых (sanctorum corpora): епископе Трумвине, короле Освиу и его дочери Эльфледы, аббатисы монастыря Стренескальк, а также монаха (Уильям не называет его имя), который, «как рассказывает Беда, получил от Бога дар песен». Уильям из Малмсбери также упоминает о «многочисленных чудесах», свидетельствующих о заслугах монаха перед Богом. Генрих Хантингдонский в «Истории англов» (вторая четверть XII в.) в девятой книге «О чудесах англов» приводит рассказ о Кедмоне, озаглавленный «О святом Кэдмоне», который заимствован из «Церковной истории» Беды Достопочтенного.

 



 
PR-CY.ru