КАРПОВ Василий Николаевич - Страница 2

«Можно философствовать, – утверждал В.Н. Карпов, – но не быть философом, но, будучи философом, нельзя не философствовать. Философ – не тот, кто о чём-нибудь и как-нибудь философствует; кто по стремлению к истине или по столкновению страстей – и эмпирист, и идеалист, и деист, и супранатуралист, – но тот, чьё философствование есть выражение одной неизменной идеи о мире и жизни и стремление к развитию этой идеи в одно систематическое целое». Иначе говоря, философия рассматривает всё бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Всё входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе – безотчётная, инстинктивная жизнь. Дух – чистая свобода, природа – слепая необходимость. Дух есть Бог, природа – Его творение. Посредствующими звеньями является ряд разумно-свободных существ, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределёнными, – ни ведающими, ни неведающими, но познающими, – ни чисто свободными, ни необходимыми, но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через своё соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, придя во внутреннюю связь, составили нравственный закон. Чем больше ум просветляется верой, тем выше его энергия, тем сильнее и обширнее развиваются его идеи. Исследователи отмечают, что в философской системе В.Н. Карпова особое место отводилось психологии, только через неё он считал возможным выработку правильного и разумного взгляда на верные отношения к Богу, миру и людям. Из этого положения он выводил, что психология должна быть положена в основание всех философских наук: философии религии, философии природы и философии человека. Назначение же человека он видел двоякое. Во-первых, достижение возможно большего личного совершенства, а во-вторых, необходимость ставить себя в возможно лучшие отношения ко всему, что называется жизнью. Один из его учеников писал, что в психологии «В.Н. Карпов был моралистом. Везде и всюду его занимал один вопрос: как нужно жить, что делать, чтобы выполнить данное человеку назначение»?

 



 
PR-CY.ru