КАРПОВ Василий Николаевич

КАРПОВ Василий Николаевич (1798–1867 гг.) – православный мыслитель, философ, переводчик. Родился в семье священника Воронежской епархии. Окончил курс в Воронежской семинарии (обучался у протоиерея Ивана Яковлевича Зацепина, почитателя Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга), а затем в составе второго курса учился в Киевской духовной академии. После завершения академии в 1825 г. был назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию (1825–1829 гг.). Вернулся в академию (1829–1833 гг.), будучи бакалавром, преподавал французский язык, а несколько позже – философские науки. Богослов и проповедник, епископ Иннокентий (Борисов), назначенный из ректоров Киевской духовной академии ректором в столицу, пригласил с собой перейти в Санкт-Петербургскую духовную академию и В.Н. Карпова (Василий Николаевич в 1833 г. принял это предложение). В Санкт-Петербурге В.Н. Карпов пробыл профессором философии с 1835 по 1867 гг. «Лекции его, – вспоминал один из его слушателей, – отличались самым живым изложением и полным отсутствием педантической сухости. Нередко имели место учёные беседы учителя с учениками наподобие тех, какие он хорошо изучил у Платона; в таких случаях Василий Николаевич особенно воодушевлялся, и это приводило его к убедительнейшим импровизациям. Присутствовавший в то время в Святейшем Синоде московский митрополит Филарет, посещая академию, заметил даровитого и усердного профессора и собственной инициативой постарался возвести Василия Николаевича, бывшего дотоле бакалавром, в звание ординарного профессора». В.Н. Карпов выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений. Одной из его больших и общепризнанных заслуг перед русской философией как учёного всегда признавался перевод Платона, дело всей его жизни (СПб., 1841 и 1863–1879 гг.). По этому поводу он писал: «Великие гении на поприще науки суть собственники не народа, а целого человечества; их произведения суть достояния всех веков. Поэтому русской литературе было бы стыдно пред веками и человечеством не усвоить себе, что справедливо почитается украшением каждой литературы». Основание для философии, по мнению В.Н. Карпова, даёт сознание. Положение «я сознаю» как первая истина, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Для него было очень важно, что настоящее философствование всегда стремится к одной (внутренне единой) идее в философской системе.

 



 
PR-CY.ru