КАМПАНЕЛЛА Томмазо - Страница 7

Он выделял шесть признаков истинности религии: 1) чудеса; 2) исполнившиеся предсказания пророков; 3) способность верующих пророчествовать; 4) готовность верующих претерпеть гонения и мучения за веру; 5) подтверждение веры праведным образом жизни; 6) существование религии в течение длительного времени. По убеждению Томмазо Кампанеллы, все вместе эти признаки могут быть найдены только у христианства, поэтому оно – единственная истинная религия. При этом религия для Томмазо Кампанеллы есть не столько набор определённых вероучительных истин, сколько жизнь сообразно вере: «Религия есть наипервейшее правило нашей жизни» («arte principale del viver nostro»), поэтому она также есть высшая «мудрость» (sapienza) человека. Религиозный образ жизни Томмазо Кампанелла рассматривал как основание христианского политического устройства общества, лишь при наличии которого возможна счастливая жизнь всех людей в единстве и единомыслии. Как и в случае религии, божественный закон и естественный закон совпадают, поскольку природа является не отчуждённой от Бога, но динамично соединённой с Ним и зависящей от Него в своём существовании. Томмазо Кампанелла пытался создать политическую теорию, в которой личная мораль и публичная политика были бы неразрывно связаны. По его убеждению, высшим законом является закон Божественной любви, от которого происходят все человеческие законы. В качестве носителя и гаранта этого закона выступает Сам Господь Иисус Христос, «Который, управляя всеми вещами, есть разум или мудрость». Поэтому жить согласно закону разума, по мнению Томмазо Кампанеллы, означает жить сообразно той любви к Богу и ближнему, которая заповедана Христом. Опираясь на эту концепцию христианского милосердия и любви как высшего общественного закона, Томмазо Кампанелла защищал идею равномерного распределения имущества, привилегий и обязанностей между всеми членами общества, поскольку, как правило, люди враждуют из-за несправедливого распределения благ. По мысли Томмазо Кампанеллаы, если такая общность и такое равенство будут достигнуты, «весь мир станет Церковью, [настанут] мир и победа святых». То, что Томмазо Кампанелла был убеждённым сторонником католической веры, подтверждает его последовательная и непримиримая полемика с протестантизмом, начатая в ранних публикациях и продолжавшаяся до конца его жизни. Он лично убедил нескольких протестантов в Неаполе, Риме и Париже стать католиками. Критика протестантизма присутствует в трактате «Город Солнца», где Томмазо Кампанелла с этой целью применял астрологию и писал: «...В Германию, Францию, Англию и во всю почти Северную Европу проникает из-за господствующих там Марса, Венеры и Луны зловещая ересь, спутница похоти... и искоренительница свободной человеческой воли. Испания же и Италия благодаря их знакам Стрельца и Льва твёрдо сохранились в истинном христианском законе во всей его чистоте». Томмазо Кампанелла выступал за обращение в католицизм всех народов; разработал план создания под властью папы всемирной теократической монархии, в случае успешного осуществления которого, по его мнению, мог бы реализоваться идеал всеобщего религиозного единства.



 
PR-CY.ru