КАМПАНЕЛЛА Томмазо - Страница 5

Природа соединяет в себе мощь, мудрость и любовь, т.е. является действием первичностей: любое сущее состоит из возможности бытия, ощущения бытия и любви к бытию, подобно Богу, образ Которого оно имеет. Божественное начало, имманентное и разделяемое конечными природами, является принципом, основанием бытия и мерой совершенства развития природ в пространстве и во времени. Весь мир есть «чувствующее животное», все части которого наслаждаются общей жизнью. Он оживляется, направляется и управляется всемирной чувствующей и разумной душой. Ощущение, непосредственно связанное с принципом самосохранения, присутствует во всём: в материальных вещах, в металлах, в воздухе, в деревянных предметах, в свете и т.д. В сенсуалистической теории познания Томмазо Кампанеллы, повторяя аргументацию Гиппонского епископа Августина Блаженного, указывал, что сама способность человека к заблуждению служит доказательством возможности достоверного знания о его бытии и мышлении. Согласно Томмазо Кампанелле, бытие постигается индуктивно: от мира конкретных вещей разум переходит к лежащим в их основе структурам и принципам. Знание общего (т.е. универсалий) формируется на основе знания частностей. Любое дискурсивное знание возникает из предшествующего ощущения. Томмазо Кампанелла подчёркивал особую роль практики в познании, понимая под практикой любое действие. Он указывал, что любое знание начинается с практики и к ней возвращается, и признавал важность непосредственного наблюдения за природой и экспериментального познания природы. Антропологию Томмазо Кампанеллы в основных чертах исследователи считают вполне традиционной: человек свободен и богоподобен; его душа, вложенная в него Богом, бессмертна. От животных (которые, согласно Томмазо Кампанелле, имеют свою форму рассудка, языка и даже религии) человек отличается наличием нематериального, имеющего божественное происхождение ума (mens), способностью к познанию, творчеству и почитанию Бога. Проблему соотношения философско-научного знания и религиозной веры Томмазо Кампанелла решал с помощью концепции «двух книг»: существует два божественных кодекса, т.е. два источника истинного знания для людей, созданных Богом. Один – это природа, которая познаётся ощущениями и разумом, наукой и философией. Другой – Священное Писание, наставляющее в нравственности и вере. Между этими двумя книгами нет никакого противоречия, т.к. в Библии не следует искать ответ на вопрос об устройстве мира, поскольку она учит только тому, что относится к спасению. В «Апологии Галилея-математика», защищающей свободу философствования (libertas philosophandi) не только Галилея, но и любого христианского философа-естествоиспытателя, Томмазо Кампанелла высказывал мысль, что Христос в Евангелии никогда не спорил о физике или об астрономии; Он говорил только о том, что касается нравственности и достижения вечной жизни. Таким образом, область рационального знания и науки автономна относительно религиозной веры. Вопрос о том, менялись ли религиозные взгляды Томмазо Кампанеллы в течение жизни и насколько они совпадали с официальным католическим вероучением, остаётся дискуссионным среди исследователей.

 



 
PR-CY.ru