КАМПАНЕЛЛА Томмазо - Страница 4

По указанию папы в начале 1629 г. Томмазо Кампанелла был полностью оправдан и освобождён. Вскоре генеральный капитул доминиканского Ордена присвоил Томмазо Кампанелле звание магистра теологии. Тем не менее, инквизиция продолжала исследовать тексты Томмазо Кампанеллы с целью обнаружения в них ереси и препятствовала изданию его новых трактатов. В 1634 г. один из учеников Томмазо Кампанеллы был обвинён в ереси и казнён в Неаполе. Опасаясь, что власти вновь начнут процесс против него, Томмазо Кампанелла по совету папы Урбана VIII бежал во Францию. Там ему удалось заручиться покровительством короля Людовика XIII и кардинала Армана Жана Ришелье, который назначил ему значительную пенсию; они видели в Томмазо Кампанелле великого астролога и мыслителя, способного осуществить синтез христианства и герметических наук, прежде всего, астрологии и магии. В Париже Томмазо Кампанелла опубликовал часть своих ранее написанных сочинений; также продолжал писать новые трактаты, участвовал в философских дискуссиях, вёл активную переписку со многими европейскими аристократами, священнослужителями и учёными. Томмазо Кампанелла предсказал, что он умрёт 1 июня 1639 г., в день солнечного затмения, но умер в своей келье за десять дней до этого. В своём учении Томмазо Кампанелла стремился совместить теологию католицизма с неоплатонической философией, а также с гуманизмом и герметизмом Ренессанса. Наследие Томмазо Кампанеллы в соответствии с подготовленным им списком включает 88 произведений, составляющих больше 30 тыс. страниц текста. Труды Томмазо Кампанеллы неоднократно привлекали внимание исследователей; они отличаются большим тематическим разнообразием, широкой эрудицией, богатством и глубиной идей. При этом во всех работах Томмазо Кампанеллы исследователи видят общую философскую систему мысли, которая может быть охарактеризована как разновидность христианского неоплатонизма. Согласно Томмазо Кампанелле, на вершине иерархически структурированного бытия находится бестелесный Бог – первая Причина, первая Мудрость, Творец, создавший из ничего конечный мир; Бог есть чистое несотворённое Бытие, бесконечное и простое. Бог абсолютно чужд небытию, которое характеризуется бессилием, мраком и ненавистью (odium). Затем следует сфера трёх первичностей (primalitates), или трёх превосходств (eminenze): Мощи, Мудрости и Любви, которые лежат в основе как Божественного, так и тварного бытия: это одновременно Лица Святой Троицы и действующие первопринципы, конституирующие существование всякого сущего. Далее располагается «математический» и «телесный» мир, находящийся в пространстве, которое есть «бестелесная субстанция», и во времени. В самом низу иерархии – материальный мир прямого чувственного восприятия, данного расположения вещей. Томмазо Кампанелла видит в материи сущее, обладающее субстанциальным бытием; из неё образуется всё находящееся в мире. Он указывает, что Бог создал пассивную материю и природные начала, из которых возникли все вещи. Они причастны Божественной мудрости, мощи и любви, но, происходя из ничто, состоят из смешения бытия и небытия.

 



 
PR-CY.ru