КОММОД, Луций Элий Аврелий - Страница 5

Это суждение в XVIII–XX вв. исследователи древностей, вслед за Эдуардом Гиббоном, часто использовали как обоснование концепции непрерывного упадка Римской империи, начавшегося на рубеже II и III вв. Отрицательные оценки Коммода как личности едва ли могут восприниматься однозначно. Большая часть рассказов о его недостойном поведении, разврате и т.п., по мнению исследователей, не имеют оснований, при этом многие из тех деталей частной жизни Коммода, на которые указывают древние историки, исследователи не могут рассматривать однозначно. Император был любознательным, помимо спорта и военного дела увлекался пением, танцами и даже гончарным ремеслом. Жестокость, проявленная Коммодом в расправах над политическими противниками и другими неугодными лицами, была практически нормой для его эпохи. Около 195 г., несмотря на множество недостатков, сенат при императоре Септимии Севере провозгласил Коммода «божественным» («divus»). Правление Коммода известно исследователям толерантным отношением к христианам, что было частью общего процесса перемен в религиозной сфере, начавшихся в это время. Гонения, спорадически вспыхивавшие во II в., при Коммоде почти прекратились. Исследователи полагают, что одним из немногих процессов над христианами был суд в Риме над мучеником Аполлонием (память 18, 21 апреля), который был казнён по решению Перенния за исповедание Христа (между 183 и 185 гг.). Общее улучшение положения христиан способствовало активизации жизни церкви. В 180 гг. Ириней Лионский создал ряд важнейших творений, в том числе трактат «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)». Александрийскую катехизическую школу возглавлял Пантен, в это время в ней учился Климент Александрийский. Наиболее авторитетным богословом в Малой Азии оставался Мелитон Сардский. В общинах Малой Азии разворачивалась борьба с монтанистами, которые приобрели большую известность во второй половине II в. В 180 гг. епископ Сотис Анхиальский пытался изгнать демона из «пророчицы» Прискиллы, но сторонники ереси ему воспрепятствовали. Сочинения против монтанистов создавали писатели-христиане Мильтиад, Астерий Урбан и Аполлоний (тексты не сохранились). В Риме диспуты против маркионита Апеллеса вёл Родон из Асии, ученик Татиана, автор богословского трактата «Спорные вопросы». Феодот Кожевник был отлучён от церковной общины в Риме за восприятие Христа как простого человека. В это же время активизировались церковные споры о праздновании Пасхи. Уже в 190 гг. этот вопрос обсуждали несколько Соборов в Коринфе, Эфесе, Эдессе и других городах. Евсевий Памфил сообщал, что при Коммоде многие из именитых граждан Рима приняли новую веру. К этому же периоду исследователи относят первые уверенные сведения о присутствии христиан при императорском дворе. Исследователи полагают, что христианином был сенатор Марк Уммидий Квадрат, консул 167 г., казнённый за соучастие в заговоре в 182 г. Его вдова Марция (Марция Аврелия Цейония Деметриада) вскоре стала фавориткой Коммода. Император демонстрировал Марцию как свою законную жену; она пользовалась большим влиянием при дворе, хотя оставалась лишь его конкубиной. Исследователи полагают, что Марция также была христианкой; она убедила Коммода установить дружеские отношения с епископом Рима Виктором I. Она же передала Коммоду составленный епископом Виктором список христиан, ранее отправленных в каменоломни на Сардинии, и Коммод приказал освободить их. Само присутствие Марции (которая, по меньшей мере, открыто сочувствовала христианам) при дворе Коммода говорит о росте влияния христианской общины в Риме.



 
PR-CY.ru