КОММОД, Луций Элий Аврелий - Страница 4

Коммод объявил себя воплощением Геркулеса, сыном Юпитера-Зевса. Со 190 г. Коммод часто являлся на публичные церемонии одетым в львиную шкуру и с палицей в руках. В образе Геркулеса он был изображён на новом официальном портрете императора, копии которого размещались повсюду. Со 191 г. Коммод принял новый титул – Луций Элий Аурелий Коммод Август, отказавшись от имени Марка, которое носил с момента восшествия на престол в 180 г. Тем самым Коммод косвенно настаивал на своём происхождении от Юпитера, отрицая значение императора Марка Аврелия как своего отца. На основе нового титула было проведено переименование всех месяцев года: луций, элий, аврелий, коммод, август, геркулий, римский, преодолевающий, амазоний, непобедимый, благочестивый, счастливый (Lucius, Aelius, Aurelius, Commodus, Augustus, Herculeus, Romanus, Exsuperatorius, Amazonius, Invictus, Felix, Pius), дополнительные титулы Коммода – «Миротворец» («Pacator Orbis») и «Наш Господин» («Dominus Noster»). В начале 192 г. в ходе восстановительных работ в Риме после пожаров Коммод провозгласил себя новым Ромулом и объявил о ритуальном «реосновании» Рима, который теперь следовало переименовать в Колонию Коммода (Colonia Lucia Annia Commodiana). Одновременно Карфаген приказано было переименовать в «Коммодову Александрию в тоге» («Alexandria Commodiana Togata»). В честь Коммода римские легионы получили название «коммодианы»; подобные титулы получили сенат и даже народ, который именовали теперь «коммодовый» («populus commodianus»). Логике выстраивания новой системы репрезентации власти следовали и акции Коммода на аренах Колизея и Большого цирка. Представляя себя воплощением Геркулеса, Коммод считал, что он должен показывать подданным свои выдающиеся способности на войне и в противоборстве с дикими зверями. Особенно пышные представления, организованные Коммодом, состоялись во время традиционных Римских (Плебейских) игр осенью 192 г. Коммод публично участвовал в показательных гладиаторских боях без пролития крови (в своей частной резиденции он мог и убивать гладиаторов). Действительно хорошо владея оружием, Коммод убивал сотни животных равным числом дротиков (вероятно, отравленных), показывая, что каждый его бросок смертелен. Всё более непредсказуемое поведение Коммода вызывало растущее недовольство во всех слоях общества и даже среди его ближайшего окружения. Коммод был убит в результате очередного заговора его фаворитки Марции и нескольких придворных, в том числе префекта претория Квинта Эмилия Лета и спальника Эклекта. Накануне праздника в честь Крона Коммоду подмешали яд в пищу, а когда заговорщикам показалось, что яд действует слишком медленно, Коммода задушил придворный юноша Нарцисс. Тело Коммода похоронили в мавзолее Адриана ночью. Сенат подверг его память проклятию, распорядившись уничтожить все надписи с его именем. Со смертью Коммода пресеклась династия Антонинов, и в 193–199 гг. империя пережила период гражданских войн, которые завершились переходом власти к династии Северов. Ряд современников воспринимали правление Коммода как некий переломный этап в истории империи. Так, Дион Кассий считал, что со смертью Марка Аврелия завершился век «золотого царства», а при Коммоде Рим превратился в «царство железа и ржавчины».

 



 
PR-CY.ru