КОММОД, Луций Элий Аврелий - Страница 3

Так, в 190 г. в империи за год сменилось 25 консулов-суффектов, поскольку все они покупали эту должность по договору с Клеандром (среди этих консулов был и будущий император Септимий Север). Весной 190 г. в Риме возник голод. В дефиците продовольствия население обвинило Клеандра, хотя, по мнению исследователей, его противники, в том числе praefectus annonae Папирий Дионисий отчасти намеренно организовали это бедствие, чтобы скомпрометировать Клеандра. В конце июня толпа во время скачек в Большом цирке требовала его казни. Клеандр отправил преторианцев, чтобы подавить мятеж, но городской префект Рима Пертинакс вывел против них на улицы городскую милицию; произошли уличные столкновения с большим числом жертв с обеих сторон. Клеандр бежал к Коммоду, который находился в Лавренте, но толпа из Рима последовала за ним. Коммод был вынужден уступить горожанам и приказал обезглавить Клеандра и его сына, а также несколько других высопоставленных лиц и родственников императорской фамилии, в том числе и Папирия Дионисия. При Коммоде начались серьёзные перемены в отношении римского государства к религии, которые в значительной степени положили начало длительной эпохе религиозной трансформации римского общества, завершившейся победой христианства в IV–V вв. При Коммоде границы религиозной толерантности в обществе начали существенно расширяться. В отличие от предшественников Коммод проявлял гораздо больше интереса к нетрадиционным для Рима восточным культам и поддерживал их на официальном уровне. Тем не менее, поведение Коммода во многом осталось непонятым современниками, его обвиняли в мегаломании и даже в сумасшествии (подобное отношение будет к императорам III в., которые тоже пытались предпринимать слишком радикальные религиозные реформы, например, к Элагабалу). В это время в Риме официально был легализован египетский культ Исиды и Сераписа, популярный и раньше, но до этого не входивший в число культов, поддерживаемых государством. Коммод лично участвовал в ритуалах в образе Анубиса; изображения богов появились на монетах. Когда в 180 гг. во время большого пожара в Александрии был разрушен главный храм Серапейон, Коммод не только быстро восстановил его, но и расширил прилегавшую к нему территорию. Столь же большое внимание теперь уделялось митраизму, который раньше был едва известен в среде римской элиты. В 191 г. центральные районы Рима сильно пострадали от нескольких пожаров. Среди прочих важнейших построек сгорели алтарь Мира Августа и храм Весты. Впервые в истории весталки были вынуждены перенести палладий из храма в незатронутый пожаром Палатинский дворец. Пожар и связанные с ним события произвели тяжёлое впечатление на римлян; в них видели предзнаменования надвигавшихся войн и бедствий, и популярность Коммода начала стремительно падать. Тем не менее, в последние годы император, как будто не считаясь с общественным мнением, начал проводить всё более экстравагантные реформы, в основном, направленные на создание нового образа императора, отчасти подобного образу эллинистического царя. Коммод стремился укрепить священный статус своей власти и персоны, настаивал на своём уникальном божественном происхождении и тем самым рассчитывал окончательно избавиться от опеки сената и других институтов республиканской эпохи, которые до сих пор существенно сдерживали имперскую монархию.

 



 
PR-CY.ru